Я — многодетная мама, мне достался ребенок, который поздно заговорил. Конечно, в детском саду он посещал логопеда, но в то время я и понятия не имела о том, как сильно речь влияет на жизнь человека.
Ко всем рассказам «Мой поздно заговорил, и ничего, нормальный вырос» нужно, на мой взгляд, относиться со скепсисом. Все же «нормальный вырос» для всех — очень субъективное определение.
Последние пять лет я провела на разных форумах, сайтах, в сообществах, посвященных устной и письменной речи, проблемам в детском саду и успеваемости в школе, у логопедов и нейропсихологов. И могу рассказать о своем опыте.
- 8 распространенных проблем «детей-молчунов»
- Почему дети начинают говорить позднее сверстников?
- Как разговорить малыша?
- Комментарии
8 распространенных проблем «детей-молчунов»
Итак, на что жалуются родители, чьим детям невролог диагностировал моторную задержку развития речи, то есть ребенок начал говорить позже, чем большинство сверстников?
Выговориться или договориться ребенок не может, эмоции переполняют, а в ход идут зубы и кулаки.
Сложности с заучиванием.
Ребенок не может запомнить четверостишье или двустишье для утренника. Меняет слова местами, заменяет слова на условно похожие (сосиски — колбаски, котлетки — пельмени). В данном случае способ «представь, как выглядит картинка, которая описана в стихотворении, о чем она» не помогает. Сосна легко превратится в дерево или в лес, «волки бешеные воют» в «волки, которые заболели».
👉 Сервис подбора психологов Alter
👉 Сервис бережной психологической помощи PsyChat
👉 Сервис онлайн психотерапии Zigmund.Online
Словообразовательные ошибки и сложности с согласованием в предложениях.
Ребенок путает женский и мужской род (не в три года, конечно, а в пять-шесть и даже в семь), подбирает неправильные предлоги, окончания. Сначала такая путаница выглядит мило, однако позднее может стать поводом для насмешек со стороны сверстников.
Проблемы с обработкой услышанного.
Ребенок часто обижается на других, потому что ему «кто-то что-то сказал». При этом со слухом у него все хорошо. Это проблемы с обработкой информации. Например, вместо слова «Володя» он может услышать «болото». «Эй, Болото, дай машинку поиграть!» Или учитель говорит: «Подчеркните все гласные в словах…» А ребенок подчеркивает согласные или подчеркивает красным слова.
Маленький словарный запас.
Очень маленький. В быту это незаметно, но когда приходит время делать домашние задания по русскому языку, оказывается, что огромное количество слов ребенок не понимает. И записать их не может.
Невозможность оперировать новыми определениями.
Этот пункт напрямую вытекает из предыдущего. В школе ребенок путает новые понятия — подлежащее и предложение, сказуемое и слагаемое. В его активный словарь этот набор слов не помещается. Он уже с трудом может оперировать новыми терминами (чаще всего абстрактными). А значит, «не понимает» русский язык, математику. «Не понимает» я беру в кавычки для того, чтобы подчеркнуть, что к реальному непониманию предмета это может не иметь никакого отношения. Ребенок может иметь вполне математический склад ума, но путаться в определениях.
Проблемы с восприятием инструкций и чтением.
Ребенок плохо воспринимает указания на слух и читает еще слабо. В итоге в начальной школе ему сложно на уроках, приходится подсматривать в тетрадь соседу или проходить материал заново дома.
Дислексия и дисграфия.
Это значит, что к концу начальной школы рбенок может не понимать смысла прочитанного. А писать будет с катастрофическим количеством ошибок и медленнее, чем остальные ребята в классе.
Почему дети начинают говорить позднее сверстников?
Единого мнения у специалистов, почему речь у ребенка «подтормаживает», я не нашла. Называют наследственность, микротравмы при родах, особенности внутриутробного развития и инфекции, стресс и педагогическую запущенность, когда с ребенком мало разговаривают.
У нас дома много общения, но мой младший ребенок долго молчал. Однако после первых двух часов в детском саду (в этом году он пошел в ясли) сын начал активнее шевелить губами, подражать словам, произносить новые звуки.
Как разговорить малыша?
Мой опыт показывает, что помочь ребенку заговорить может встряска, смена обстановки, то есть стресс. Кому-то помогают занятия с логопедом, хотя таких малышей специалисты обычно не берут. Кто-то хвалит работу с карточками, чтение книг, конструкторы, няню, бабушку, рыбий жир и остеопата. Универсального средства, которое поможет малышу разговориться, нет.
Есть способы, которые можно пробовать дома. Стоит учитывать, что с мамой ребенок всегда ведет себя иначе, чем с другим человеком. И в какое-то занятие может включиться, а какое-то — проигнорировать. Не все дети, например, будут слушать книгу, некоторых они не интересуют вообще. А какие-то занятия вгонят маму в смертную тоску. Привожу список того наших занятий и того, что мне понравилось у других родителей:
- дурачиться, изображать животных, мычать, рычать, выть и т. д. Обязательно громко, показывая ребенку, как нужно складывать губы;
- дуть через трубочку на кусочек бумажки или ватку, чтобы они двигались. Из этого упражнения можно перейти, например, к звуку «у»;
- развивать мелкую моторику (лепить из пластилина, собирать лего, играть в пальчиковые игры и т. д). Но я слышала сомнения в действенности этого способа именно от специалистов;
- читать. Стоит выбирать книги с хорошими иллюстрациями, чтобы можно было проговаривать, что изображено на картинке;
- учить сначала двустишья и не злиться, если ребенок не может повторить;
- убедиться, что малыш понял стихотворение. Проблемы часто бывают с многосложными словами, которые к тому же тяжело выговорить;
- упростить стихи. Да, именно заменить сложное слово на что-то попроще или вообще выбрать стихотворение максимально короткое и заурядное: «Петя прыгает в саду, рыба плавает в пруду».
👉 Сервис подбора психологов Alter
👉 Сервис бережной психологической помощи PsyChat
👉 Сервис онлайн психотерапии Zigmund.Online