- Найдите время на честный диалог с самой собой
- Распределите роли и составьте расписание
- Делайте паузы в течение дня
- Планируйте и делегируйте
- Реализуйте все свои потребности
- Совет эксперта
- Комментарии
Работа в редакции, двое детей, муж, пожилые родители… Лет пять назад я металась между необходимость совмещать все выше перечисленное, стараясь «на отлично» справляться с ролью мамы, жены, дочери и сотрудника. Через год такой жизни я выгорела дотла: энергии ноль, на лице неизменный покерфейс, желание что-либо хотеть отсутствует….
Первое, что мне пришло на ум: волевым решением все бросить и уехать на неделю на море без связи с «большой землей». И я это сделала, но… Да, я переключилась. Однако по возвращению домой была похоронена под ворохом нерешенных проблем – к старым прибавилось с десяток новых. И понеслось.
Поначалу я думала, что живу в состоянии повышенного стресса. Смущало лишь одно – ноль эмоций любых… Я не могла ни радоваться, ни злиться. Пустота, ощущение безнадежности, беспомощности. О том, что за состояние меня накрыло, я узнала в рабочем порядке, когда брала интервью у психолога. Оказалось, сей неведомый мне доселе недуг называется эмоциональным выгоранием. И связан он с особенностями работы нашего мозга. Когда он сосредоточен на обработке огромного количества информации, выполнении множества задач, эмоции не задействуются. И вроде бы сделали массу всего и дома, и на работе, а удовольствия от своей деятельности не получили совсем…. Один негатив и усталость.
Очень часто женщины работают на два фронта, разрываясь между карьерой и семьей. Собственно, в моем случае так и было. Поэтому для решения вопроса мне важно было найти баланс между работой и личным, а также восстановить себя любыми способами. Делюсь с вами тем, что помогло лично мне. Да, возможно, это не ваш вариант. Но попробовать все же стоит.
1. Найдите время на честный диалог с самой собой
А теперь проанализируйте список недомамы и недожены. Подумайте, что вы можете сделать для того, чтобы почувствовать себя комфортно в этих ролях. Найдите подходящие для вас пути решения. Например, вы не играете с ребенком, потому что не очень это любите. Но зато вы с удовольствием ходите с ним в зоопарки, музеи, на прогулки. Замените то, что вы не делаете, другим видом деятельности, от которого получаете удовлетворение.
2. Распределите роли и составьте расписание
Очень важно донести до всех членов семьи, что звонить на работу можно только в случае очень срочных вопросов. Хорошо также выработать для себя скрипты общения с детьми в это время. Например, я беру трубку всегда, но разговариваю не больше определенного количества времени. Заранее заручитесь поддержкой третьих лиц – няни, бабушки, которые возьмут на себя ваши материнские обязанности, пока вы на работе. Хорошо если у вас есть человек, который в случае необходимости сможет встретить ребенка из школы, отвести в секцию и т. д.
Кстати, когда я поняла, с какими вопросами мне звонят на работу дети и муж, я в буквальном смысле слова составила скрипты на тему: как найти еду в холодильнике, что делать с грязной рубашкой и где в нашем доме лежат вещи. Да, я потратила на это какое-то время, но, о чудо, – звонки в офис от близких в рабочее время практически прекратились.
3. Делайте паузы в течение дня
Это простое правило поможет восстановить себя лучше, чем месячный отдых в горах или на море, причем без отрыва от производства. Так вы сможете разгрузить головной мозг. Разбивайте свой день не на две части (до обеда и после обеда), а на блоки по 2-3 часа, между которыми планируйте 15-минутные паузы. Такой режим не идет в разрез с нашими биологическими ритмами, дает возможность вовремя отследить сделанные ошибки и повышает творческий потенциал. Подберите упражнения, которые можно выполнять в перерывах между работой. Любое движение активизирует двигательные области головного мозга, давая возможность отдохнуть зонам, отвечающим за сложные когнитивные и поведенческие процессы.
В течение дня важно отслеживать уровень энергии и в соответствии с ним переключаться на решение тех или иных проблем. В частности, во время повышенной работоспособности, выполняйте задания, требующие планирования, разработки стратегии, созидания. В периоды упадка сил делайте рутинную работу – почистите почту, рассортируйте файлы и т д. Подобное переключение повышает уровень гормона дофамина в организме, который нужен для ясного мышления.
4. Планируйте и делегируйте
То же самое касается семейных обязанностей. Распределите список бытовых дел между всеми членами семьи. Конечно, первое время вы столкнетесь с сопротивлением, но будьте непреклонны. Поживите по новым правилам неделю-две. Порой, этого достаточно для понимания того, что вы по старой памяти не подхватитесь делать все и за всех.
5. Реализуйте все свои потребности
При выборе подобных занятий ориентируйтесь только на эмоции. Если вы испытываете кайф от того, что таскаете штангу в тренажерном зале, тогда как все ваши знакомые танцуют на пилоне и занимаются йогой, вам в качалку! Универсального рецепта не существует. Компасом будет внутренне состояние –комфортно вам или нет. Где взять время на подобные занятия? Если вы разобрались с делегированием, то оно определенно появится. Советуем планировать увлечения в ежедневном графике, так же, как и рабочие встречи. Важный момент: если вечером у вас по плану урок макраме, идите на макраме, даже если велик соблазн подольше поработать, назначить на это время поход к врачу с детьми и прочее.
Наш эксперт: Елена Богдалова, психолог, бизнес-тренер, основатель сервиса ollo.one
Больше 70 % запросов на коучинговую поддержку у женщин связано именно с проблемой баланса между семьей и карьерой. Задаваясь вопросом выбора, важно понимать, что ответ в вашей голове уже сформирован. Но как его услышать? Если у вас развита интуиция, то вы сделаете это с легкостью. Для вас и вопросы выбора в принципе редки. Вы доверяете своему внутреннему голосу и следуете за ним без тени сомнения.
Но если вы относитесь к категории женщин, которым обязательно нужно включить логику и анализировать ситуацию, обирая при этом эмоции, вам может понадобиться сторонняя помощь.
В таких случаях для принятия решения и прибегают к специалистам поддерживающих профессий – психологам, коучам, личным тренерам, менторам. В их арсенале достаточное количество методик, которые помогают определится в выборе и выстроить правильный баланс между карьерой и семьей.
Составление расписания – первое с чего начинается работа с коучем. Далее уже в процессе специалист контролирует его воплощение в жизнь: что у женщины получается, что нет, почему. В зависимости от результатов в коучинговую поддержку добавляются другие методики – их существует огромное количество и в каждом случае удается найти то, что поможет конкретной женщине.
Еще больше новостей на нашем канале Яндекс.Дзен.