По данным Save the Children, каждый год в вооруженных конфликтах погибает более ста тысяч ребят. Причиной смерти становится не столько война, сколько ее последствия. Дети гибнут от голода, антисанитарии, отсутствия лекарств и холода.
А выжившие уже никогда не напоминают себя прежних. Агрессия, тревожность, нарушение когнитивных способностей, депрессия и наркотики — так часто выглядит будущее взрослых, в детстве видевших войну.
- Что в сумке?
- Невидимые раны войны
- Что делать родителям, оказавшимся в/около зоны вооруженного конфликта?
- Как говорить с детьми о трагедии?
- Комментарии
Что в сумке?
В Сирии выросло целое поколение, которое не знает мира. Три миллиона детей — население крупного российского города, — привыкших к вою сирен, звукам взрывающихся снарядов, голоду, жизни в палатке. И к смерти, которая всегда где-то поблизости.
В 2016 году сотрудники Save the Children попросили ребят из сирийского Алеппо и Восточной Гуты представить сумку, содержимое которой могло бы сделать их счастливее.
Вот о чем мечтали дети:
- «Я хочу школу и учителей, чтобы они нас учили, и много учеников, чтобы мы были счастливы и учились читать и писать»,Арва, 15–17 лет.
- «Я хочу достать танк, чтобы уничтожить все самолеты»,Камаль, 8–11 лет.
- «Хочу вернуть моего отца, которого убили. Он делал жизнь счастливой»,Ашраф, 8–11 лет.
Затем детей попросили положить в сумку то, от чего бы они хотели избавиться:
- «Есть мины, которые не тикают, и дети с ними играют, не зная, что они взорвутся. Я бы положил их в сумку, чтобы дети не страдали», Омар, 15–17 лет
- «Я хочу положить снаряд, потому что он нас убивает», Хасан, 8–11 лет
- «Я положу все, что вызывает страх и порождает войну», Фади, 15–17 лет
- «Я положу нищету, потому что у людей здесь ничего нет. У них нет одеял, у них нет еды. Никому они не нужны, и никто не заботится о нас»,Башир, 15–17 лет.
Невидимые раны войны
Внешне такие дети могут ничем не отличаться от сверстников. Но только внешне: невидимые раны войны не заживают годами и даже десятилетиями.
«Дети психологически раздавлены и истощены. Когда пытаешься с ними петь, они вообще не откликаются, — рассказывает учительница из осажденного города Мадайя. — Они не смеются... Они рисуют детей, изувеченных войной, танки, осаду, еду, которой нет».
В докладе Save the Children приводятся самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются дети в Сирии:
- 71% взрослых говорят, что их ребенок страдает от непроизвольного мочеиспускания — это симптомы т.н. посттравматического синдрома.
- 51% опрошенных подростков прибегают к наркотикам, чтобы справиться со стрессом.
- 48% взрослых респондентов встречали детей, которые потеряли способность говорить или приобрели дефект речи с начала войны.
- 49% детей постоянно живут с чувством горя или грусти;
- 59% взрослых заявили, что знают детей или подростков, которые попали в вооруженные группировки.
Одно из самых частых последствий пережитой войны — ПТСР, или посттравматический стресс. Взрослые, прошедшие вооруженные конфликты, часто не могут вернуться к мирной жизни. Они уходят в алкоголизм, наркотики, агрессию, депрессию. К примеру, ПТСР был зафиксирован у 30% американских солдат, прошедших через войну во Вьетнаме, у каждого четвертого военного США, вернувшегося из Ирака.
У взрослых ПТСР требует длительного лечения — как медикаментозного, так и психологического. В случае с детьми, по мнению специалистов Гарвардской школы, этот тип стресса может привести к необратимым последствиям.
Среди последствий ПТСР среди подростков — сердечно-сосудистые заболевания и когнитивные нарушения и суицид. «Дети хотят умереть, чтобы отправиться в рай, где будет тепло, где у них будут еда и игры, — говорит Хала, учитель из сирийской Мадайи. — Они мечтают, чтобы их подстрелил снайпер, потому что тогда они попадут в больницу, выберутся из окружения и будут есть что хотят».В 2022 году, похоже, у человечества есть все шансы побить этот антирекорд.
Что делать родителям, оказавшимся в/около зоны вооруженного конфликта?
Важно помнить правило «кислородной маски в самолете». Для начала нужно успокоиться вам самим. Дети «считывают» ваше состояние, они отражают ваши эмоции.
Выпейте успокоительного, умойтесь холодной водой, попробуйте дыхательные практики.
Ребенку важно видеть вашу стабильность. Можно переживать, волноваться и держать все под контролем. Когда ребенок чувствует, что родитель не владеет ситуацией, то впадает в воронку тревожности, выбраться из которой очень сложно.
Важна тактильность. Возьмите ребенка на руки, обнимите. Скажите, что вы чувствуете беспокойство, но то, что происходит, — временно. Телесность успокаивает, дает чувство безопасности, даже если вокруг воют сирены.
Важно проговаривать правила безопасности, например, нельзя подходить к окнам, если стреляют, и т. д. Напоминайте, к кому ребенок может обратиться за помощью, как себя вести в случае военных действий. Учите с ребенком его адрес, фамилию и возраст, имена родителей и т.д.
Важно разрешить чувствовать. Фраза «не волнуйся, все будет хорошо» не успокоит ребенка. Дайте ему возможность выплеснуть эмоции. Порисуйте, полепите из пластилина или глины. Психологи также рекомендуют играть — в процессе ребенок избавляется от всего, что его испугало или повергло в стресс.
Важно придумать свои ритуалы. Это могут быть мечты о предстоящем отдыхе — куда мы с тобой отправимся, когда все закончится? Или рассуждения о том, как выглядит жизнь инопланетян, — все, что поможет ребенку отвлечься и смоет тревогу.
Важно контейнировать чувства. Проговаривайте и принимайте эмоции, которые переживает ребенок. Например, можно сказать «Я вижу, что ты пугаешься громких звуков. Мне тоже от этого страшно. Если хочешь, можешь поплакать или покричать. Я буду рядом с тобой».
Как говорить с детьми о трагедии?
Вот, что советует психолог Ольга Юрасова.
«Первое, это говорить. Обсуждать, проговаривать, отвечать на вопросы, даже если вы чего-то не знаете, то так и говорить честно: «Этого я не знаю», но главное — говорить. Говорить трудно, больно, но это важнее и полезнее, чем замалчивать или отказываться обсуждать. Дети способны пережить сильные чувства, и при вашей поддержке им это сделать легче.
Второе, признание факта, что эта трагедия произошла. Это так! Ужасная, страшная, чудовищная трагедия, но она случилась. В жизни происходят плохие вещи!
Третье, и самое важное — говорите про свои чувства и про чувства ребенка, проживайте их. В объятиях, в признании любви друг другу, в том, что мы вместе. «Я с тобой! Я рядом. Я помогу тебе», — поддерживает детей.
Любое чувство постепенно стихает. Это важно помнить. Сила боли, страха постепенно, не сразу, но уменьшается.
Далее — действие. Обсудить способы личной безопасности, способы выживания в экстремальных ситуациях. Если ребенок хочет, можно пойти на курсы по безопасности, они есть. Можно рисовать свои чувства, страхи. Верующие могут вместе помолиться. Можно найти способы помощи пострадавшим и поучаствовать вместе с детьми.
Берегите себя и своих детей».