Теперь подробнее.
Во-первых, у нас очень трудное правописание. Вот в итальянском языке, например, все слова пишутся точно так же, как произносятся, и нет правил орфографии. А у нас пишется совсем не так, как слышится, и чтобы выбрать верное написание, надо не только знать правила, но и уметь их применять.
Что это значит? Очень просто: надо уметь по определённым признакам обнаруживать в словах «опасные» места, где можно допустить ошибку, и именно к этим написаниям применять правила. Такое действие само по себе трудное, а если ещё этому в школе не учат, но многим и не под силу.
Во-вторых, в русском языке сложный синтаксис, а отсюда – и пунктуация. Чтобы правильно ставить знаки препинания, нужно уметь анализировать предложение, определять, простое оно или сложное, уметь увидеть смысловые отрезки и их границы. Учат ли этому в школе? Да, но не всегда и не всему этому, к сожалению. Например, не объясняют, на какие группы по своей функции делятся знаки препинания, какие из них одиночные, а какие всегда двойные.
В-третьих, русский язык – стройная система, как и любой язык, но если его изучать отрывочно и не показывать связи внутри этой системы, трудно овладеть письменной речью, нелегко изучать иностранные языки.
Есть и другие причины, но уже и этих достаточно, чтобы понять, насколько успех ребёнка зависит от того, как именно его учат русскому языку.
Для чего я это пишу? Просто чтобы помочь вам задуматься: у ребёнка плохо с русским языком, потому что он невнимательный или ленивый (так часто думают), или есть другие причины. Чаще всего дело именно в иных причинах, а не потому что ребёнок не может или не хочет.
Ну хорошо, сейчас середина апреля, нужно как-то завершить учебный год, а кому-то предстоят аттестации, ОГЭ по русскому языку, выпускные экзамены. Можно ли успеть что-то предпринять прямо сейчас, помочь ребёнку?
Если есть желание, если он хоть как-то мотивирован, если готов к регулярным занятиям, поправить ситуацию можно. Но прежде всего я бы советовала понять, какова объективная ситуация – реальный уровень знаний и умений ребёнка по русскому языку. Иными словами, нужна профессионально проведённая диагностика. По форме это, как правило, особый диагностический диктант и задания по всем разделам курса.
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ДИАГНОСТИКА?
1. Насколько грамотно пишет ребёнок (орфография, пунктуация).
2. Его знания по русскому языку, которые он должен применить, выполняя разные виды разбора. Если умеет их делать, значит знает.
3. Умеет ли прочитать и понять текст, сформулировать главную мысль, составить план.
ЧЕМ ПОМОЖЕТ ТАКАЯ ДИАГНОСТИКА?
1. Покажет, как усвоен весь школьный курс русского языка.
2. Покажет индивидуальные пробелы.
3. Поможет составить программу занятий.
В Домашней онлайн-школе грамотности можно пройти комплексную диагностику за 9 класс и весь курс основной школы, за курс начальной школы и за 5 – 8 классы.
Для читателей блога Familypass.ru есть специальная скидка 25% на диагностику и все курсы Домашней онлайн-школы грамотности по промокоду GLOBUS.
Все, кто хочет увидеть, как проходят занятия по русскому языку у нас в онлайн-школе, могут бесплатно пройти курс по орфографии, посмотреть первые занятия на курсе «Учимся писать сочинение» для 4 – 8 классов и «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» для 8 – 9 классов.