Задача эта не из легких. Но справиться с ней можно! Екатерина Бунеева - автор учебников по русскому языку и основатель собственной онлайн-школы грамотности – придумала для родителей алгоритм действий. И поясняет, что делать, если он не работает.
Научить ребенка грамотности – не так просто, как кажется. Многие родители пробуют вместе писать диктанты, выполняют больше упражнений, повторяют правила, но особого эффекта не видят. Ребёнок продолжает писать с ошибками, потому что есть пробелы, недостаточно развиты определённые умения. Но при этом нужно успевать за школьной программой, сложности накапливаются... Как правило, этой проблемой больше озабочены родители учеников начальной школы, потому что в этом возрасте можно ещё всё успеть и решить.
Хочу предложить родителям эффективный алгоритм.
- Выяснить уровень знаний
- Выбрать методику
- Подобрать учебное пособие
- Определить график занятий
- Проверить пройденное
- Другое решение
- Комментарии
Выяснить уровень знаний
Прежде всего необходимо определить, что ваш ребёнок знает по орфографии и пунктуации, что пока умеет недостаточно, но должен уметь, потому что таково требование программы. Для этого нужен последний написанный им контрольный диктант. Анализируем его, систематизируем ошибки и составляем план занятий: какие темы надо повторить или заново изучить.
Выбрать методику
Она должна быть эффективной, удобной, понятной и ребёнку, и взрослому. Например, методика, по которой работаю я, состоит в том, что правило не даётся детям в готовом виде. Они его самостоятельно выводят, анализируя языковой материал. Затем мы разбираемся, по каким признакам в словах можно найти новую орфограмму, учимся её находить по этим признакам. И только после делаем упражнения на выбор написаний.
Кроме того, я учу постоянно проверять работы: искать изученные орфограммы по опознавательным признакам и графически объяснять выбор написаний.
Самопроверка - важный этап в обучении правописанию.
Подобрать учебное пособие
Можно заниматься по школьному учебнику. Но всё равно понадобятся дополнительные упражнения в системе, выстроенной грамотно. Если работать по методике, о которой я написала выше, помогут, например, мои сборники «Учимся писать без ошибок» (1 и 2 часть посвящены орфографии, 3-я – пунктуации).
Определить график занятий
Он должен быть регулярным. Заниматься лучше не реже двух-трёх раз в неделю. Необязательно учиться подолгу, не больше 40 минут подряд. Оптимально – 20-30 минут.
Помните, каждый учится в своём темпе, поэтому не торопитесь. Изучая следующую тему, добавляйте в упражнения слова с уже изученными орфограммами и предложения с пройденными знаками препинания. Это создаст процесс постоянного повторения, «перемешивания и прослаивания», регулярной тренировки.
Проверить пройденное
Систематически контролируем результат, корректируем содержание занятий. Это можно делать с помощью небольших диктантов - тексты должны быть насыщены изученными орфограммами и знаками препинания.
Другое решение
Если алгоритм кажется сложным, можно воспользоваться специально разработанным онлайн-курсом русского языка и грамотного письма.
Суть его в том, что ребёнок учится ОСОЗНАННО видеть в словах орфограммы и правильно выбирать написания, анализировать структуру предложения и выбирать знаки препинания. Он знает, как проверить свою работу, потому что владеет специальным инструментом: умеет искать в словах орфограммы по определённым опознавательным признакам и применять нужное правило.
Многочисленные ошибки в работах детей часто объясняются именно тем, что, зная правила, дети не могут их применять. Они не видят в словах орфограммы или места постановки знаков препинания в предложениях.
Я весьма скептически отношусь к идее, что за 10 занятий можно развить у ребёнка «врождённую грамотность», как обещают некие «специалисты». Это из области чудес и далеко от науки. Напротив, я не могу обещать быстрый результат, это было бы непрофессионально. Но гарантирую, что ребёнок, занимаясь по моей методике в собственном темпе, будет писать грамотно, научится проверять себя самостоятельно и будет успешно учиться.
Мои онлайн-занятия – это и уроки с педагогом, и электронный учебник (вся необходимая теория систематизирована и изложена проблемно), и научно обоснованная система упражнений с автоматической проверкой (всего более 800 упражнений), которая даёт эффективный тренинг по всем изученным правилам, и видеокомментарии-объяснения к каждому упражнению, и рекомендации, как самостоятельно развивать грамотность, что делать между занятиями и т.д.
Если ребёнок занимается на онлайн-курсе, уже не родители, а я отвечаю за регулярность занятий, за тренинг и постоянное повторение, «перемешивание и прослаивание» материала, обеспечиваю усвоение программы начальной школы, контролирую результат и учу ребёнка самоконтролю.
Выбор есть всегда, тем более когда точно есть, из чего выбирать.