С вынужденной изоляцией учеба дома становится не прихотью, а необходимостью. Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников по русскому языку, создатель Домашней онлайн школы грамотности рассказывает о плюсах и минусах онлайн-образования.
- Плюсы
- Минусы
- Комментарии
Конечно, занятия по русскому языку – не математика и не физика, но сегодня есть очень качественные курсы даже по архитектуре, хотя ещё год назад я себе такого представить не могла.
В прошлом году, по опросам в моих сообществах, онлайн-ресурсам доверяло примерно 15% родителей. Сегодня это вынужденная мера, к тому же прошло 12 месяцев. Что изменилось?
Начну с анализа плюсов на примере своей школы.
В прошлом году, по опросам в моих сообществах, онлайн-ресурсам доверяло примерно 15% родителей. Сегодня это вынужденная мера, к тому же прошло 12 месяцев. Что изменилось?
Начну с анализа плюсов на примере своей школы.

© Andrea Piacquadio from Pexels
Плюсы
- У вас есть доступ к ресурсу, и вы сами выбираете дни, часы и сколько раз в неделю заниматься, сколько уроков в день проходить.
- У вас есть программа (перечень тем), и вы знаете, что в основном курсе занятий 60, а не 396, как в школе (это количество уроков русского языка во 2–4-х классах). За 60 ребёнок узнает о русском языке всё то, что должен узнать, ничего лишнего, и научится грамотно писать.
- Программу начальной школы по русскому языку (2–4-е классы) ребёнок проходит значительно быстрее, при этом качественно и в собственном темпе. Дети 5–7-х классов быстро и системно её повторяют и ликвидируют пробелы за начальную школу. За этот год увидела, насколько эффективно для пяти-, шести-, семи- и восьмиклассников заново пройти базовую программу. Убрать пробелы и приобрести, наконец, умение видеть орфограммы по их опознавательным признакам, применять правила и выбирать написания, проверять себя; анализировать структуру предложения, видеть границы смысловых частей и выбирать знаки препинания.
Программу начальной школы по русскому языку (2–4-е классы) ребёнок проходит значительно быстрее, при этом качественно и в собственном темпе. Дети 5–7-х классов быстро и системно её повторяют и ликвидируют пробелы за начальную школу.
- У детей появляется интерес к русскому языку, стремительно обогащается словарный запас, развивается чувство языка, самостоятельность и самоконтроль.
- При желании можно учиться вместе с детьми, это интересно и очень сближает. У ребёнка есть возможность учиться самостоятельно.
- Можно возвращаться к пройденным урокам и заданиям, пересматривать, повторять темы, делать упражнения в тетради. Даже самый терпеливый репетитор не повторяет одно и то же бессчётное количество раз.
- Вы экономите время и силы, вам не нужно нести всю ответственность за результат.

© pixabay.com
Минусы
- Первое время приходится с ребёнком посидеть (два-три занятия, у всех по-разному). Посмотреть, как справляется, определить, сколько времени за один раз он может продуктивно заниматься, и решить: вы проходите занятие сразу за один раз или частями по смысловым блокам. Дети уже адаптировались. В обычных школах все больше и больше ребят занимаются самостоятельно.
- Не каждый ребёнок готов слушать даже в течение 15 минут. Это действительно так, поэтому многие онлайн-форматы учитывают этот факт и делают занятие с частой сменой видов деятельности.
- Нужно контролировать, чтобы ребенок занимался регулярно, для моего курса оптимально — 3–4 раза в неделю. Сегодня это вынужденная временная мера, и многие дети уже понимают свою ответственность.
- Приходится набраться терпения и не ждать мгновенного результата. Да это действительно так, но результат — это не «борьба» за сертификат или диплом, это умения и способы действий, которые остаются с ребёнком навсегда.
- Для кого-то сам факт занятий на компьютере – уже минус… Однако родители сегодня понимают, что процесс общения ребёнка с компьютером можно и нужно контролировать, разнообразить интересным контентом, а ещё лучше полезным.

© pixabay.com