Автор учебников по русскому языку, доктор педагогических наук Екатерина Бунеева рассуждает о пятибальной школьной системе в России.
Я заканчивала школу в 1978 году, тогда при поступлении в вузы учитывался средний балл аттестата, и все старались получить отметки по предметам как можно выше.
Конкурс на филфак в Ленинском пединституте был в тот год 22 человека на одно место, а проходной балл – 24 (складывался из результатов четырёх экзаменов + средний балл аттестата). Я написала сочинение на 4, а устные экзамены сдала на пятёрки, средний балл аттестата был 5, и только благодаря ему я поступила. Ну то есть понятно и почти бесспорно: итоговые отметки очень важны, если от них что-то потом зависит.
А если не зависит? И насколько нужны текущие отметки? Вот ребёнок изучает новую тему по русскому языку. На мой взгляд, в процессе изучения, пока ребёнок только УЧИТСЯ писать, например, имена прилагательные с не или н – нн в причастиях, из отметок можно ставить только 4 или 5, а если написано на 2 или на 3, то просто не ставить ничего. В это время ребёнок имеет право на ошибку, его задача – научиться, а задача педагога – помочь, научить, мотивировать.
А вот когда тема изучена, за контрольную или за диктант ставим то, что ученик заслуживает. Эта отметка уже показывает, насколько тема усвоена.
А вообще отношение к школьному оцениванию в наше время неоднозначное. Кому-то из родителей отметки не важны. Других очень даже волнуют школьные баллы детей. Они предмет гордости или разочарования, и отношение к ребёнку меняется в зависимости от того, что в дневнике.
А для самих детей? Кого-то отметки стимулируют, помогают повысить самооценку, найти друзей; а кто-то с их помощью манипулирует взрослыми.
Много разных вариантов. Но в любом случае, мне кажется, отношение к отметкам – очень важное семейное решение, которое надо принять вместе. Договориться в семье, как мы все относимся к отметкам, и следовать этому общему решению.
И ещё одна мысль по поводу отметок. Наша пятибалльная система очень несовершенна и мало что показывает. Например, отметка 1 практически не используется, 2 – в основном как текущая и как вид наказания, 5 – довольно редкая гостья («никто не совершенен», «на пять знает только учитель» и т.д.), остаются 3 и 4, которые, конечно же, не могут отразить всего разнообразия индивидуальных ситуаций. В этом смысле учителям очень трудно оценивать детей, у нас нет ни десятибалльной системы, ни «половинок» баллов, ни отметок с одним или двумя плюсами или минусами, нет официальных словесных оценок, которые бы хоть что-то проясняли.
А как вы относитесь к школьным отметкам? Насколько они важны для вас? А для ваших детей?