Дистанционное обучение опять пришло в нашу реальность. В Москве старшеклассники учатся на удаленке, в регионах многие классы и целые заведения закрывают на карантин. Как детям и их родителям минимизировать стресс от непривычного формата? Как не растерять знания и учиться дома? Спросили у основателя Центра образовательных технологий Advance Николая Ягодкина.
Коронавирус обнажил проблему: мы все оказались не готовы к дистанционному образованию. Родители увидели, что дети не умеют учиться, и как только их «выдернут» из класса, проблема усиливается.
Тот, кто первый адаптируется к новым условиям, будет иметь заметное конкурентное преимущество не только в школе, но и в будущем. Нужно лишь правильно выстроить систему обучения.
Задача родителей – сделать непростое время наиболее продуктивным для ребенка. Для этого нужно не только заниматься по школьной программе, но уделить внимание навыкам, позволяющим учиться самостоятельно.
Рассказываю, как это сделать.
- Не заставляйте ребенка учиться
- Ищите пробелы в материале
- Разнообразьте подачу
- Заключите с ребенком договор
- Тренируйте внимание и память
- Показывайте личный пример
- Комментарии
Не заставляйте ребенка учиться
Большинство детей просто не может делать это самостоятельно. Но именно на самостоятельное изучение, по отзывам родителей, «прилетает» много информации (например, прочитать новый параграф по истории, географии или биологии, уловить суть, законспектировать, запомнить и сдать итоговую работу).
Если вы будете заставлять сына или дочь читать текст 10 раз подряд, он возненавидит биологию, историю или географию (кстати, абсолютно незаслуженно).
Чтобы получить успешный результат, не нужно бегать за ребенком с учебником и ремнем. Необходимо поддержать мотивацию, прокачать навыки самообучения и натренировать базовые психические процессы (память и внимание). Помните: счастливое будущее вашему ребенку гарантируют не пятерки на контрольных и в аттестате, а работающий мозг, навык учиться, работать самостоятельно и продуктивно.
Именно этому, по сути, и должна учить школа. Это не значит, что можно сказать: «Сынок, да ну все эти предметы, отдохни». Это значит, пришла пора оптимизировать процесс, чтобы ребенок мог заниматься без отвращения и времени хватало на все.
Ищите пробелы в материале
Возможно, ребенок не понимает учителя, потому что пропустил некоторые темы. Нужно найти и ликвидировать такие пробелы. Для этого приступите к предмету с самого начала. Ребенку будет легко, потому что он знаком с материалом, он сможет разогнаться и сам не заметит, как освоит непонятную тему. Новый материал гармонично ляжет на старую информацию, и проблема пройдет.
Разнообразьте подачу
Дети в шоке от того, что теперь много нужно делать самому. Списать не у кого, к учителю так просто не подойти. Попробуйте разнообразить занятия: найдите полезные научно-популярные каналы на Ютубе или занимательные книги.
Заключите с ребенком договор
И пропишите условия (например, если месяц он делает домашку сам, то вы покупаете ему новую компьютерную игру). Если ребенок не выполняет условий, «платит» неустойку (например, освобождает остальных членов семьи от ежедневных прогулок с собакой на месяц). Главное, не обманывайте детей, и они научатся оценивать риски, думать о последствиях, брать на себя ответственность и держать слово.
Тренируйте внимание и память
Прокачивая внимание, а такжепамять вы облегчаете ребенку процесс обучения. Так он сможет дольше концентрироваться на задаче, улавливать и откладывать в голове больше информации.
Учите даты, термины, имена, классификации из учебников. На таких фактах строится научная база. Используйте альтернативные методы, например, мнемотехнику. Научите ребенка настраиваться на работу: практикуйте пальчиковую гимнастику, устный счет, запоминание иностранных слов.
Любые задания чередуйте небольшими забегами (по 5 минут), чтобы ребенок не уставал, а разгонялся.
Старайтесь, чтобы ребенок на первых порах не занимался более 30 минут подряд, постепенно (не больше 15 минут в неделю) увеличивая это время. Давайте ему время на отдых, минимум 20-30 минут для восстановления ресурса внимания. Это очень важно!
Взрослый думает: «Сделал дело, гуляй смело», но интеллектуальная выносливость ребенка не готова для больших забегов. Паузы позволят ему быть продуктивным все время. Постепенно увеличивайте время сфокусированной работы, но не более 90 минут подряд. Кроме того, ребенок научится легко переключаться между учебой и отдыхом.
Многие упражнения можно превратить в игру. Устраивайте соревнования на память и внимание, придумайте небольшие призы. Когда ребенку понравится процесс и он будет получать вашу похвалу и позитивные подкрепления (например, любимую пиццу за неделю таких тренировок), обучение ему понравится.
Показывайте личный пример
Если вы проводите вечера за сериалами, не ждите, что дети будут запоем читать книги и тренировать интеллект. Подключайтесь, вместе веселее!