19 октября 2020

Не хочу учиться!

Как вызвать интерес ребенка к нелюбимому предмету?
Эксперт в области образования, основатель центра образовательных технологий Advance

«Ненавижу эту математику!» Слышите ли вы что-то подобное от своего ребенка в адрес школьных предметов? Каждое домашнее задание — пытка на несколько часов? Автор книги «Энциклопедия детской мотивации» и основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин рассказывает, как предмет получает клеймо «нелюбимый» и какие шаги следует предпринять родителям, чтобы изменить негативное отношение.

  • Закрутить колесо мотивации
  • «Перезапустить» предмет
  • Создать «сито»
  • Поменять преподавателя
  • Не скупиться на похвалу
  • «Связать» предмет с личными целями ребенка
  • Заключить договор
  • Комментарии

Закрутить колесо мотивации

Взрослые привыкли поступать, руководствуясь принципами логики и воли. Они понимают, ради чего работают сверхурочно (чтобы побыстрее закрыть ипотеку, полететь отдыхать в зимние каникулы, получить повышение и увеличить доход).

Ребенку нужно лишь то, что получается и где больше подкреплений, — смиритесь с этим.

Ему не нужна хорошая работа через 15 лет — ему всего 10 (например), и его горизонт планирования куда скромнее. Честно говоря, ему даже пятерка за год по математике по сути не нужна. Если учиться больше не получается, ребенок, скорее всего, начнет обесценивать предмет.

Дети обычно не говорят: «Да, математика очень нужный предмет, она развивает мышление, поэтому я приложу все усилия, чтобы освоить ее, хоть она мне и не нравится». Они говорят: «Да кому нужна эта ваша математика? Я и без нее проживу!. Считать умею, и слава богу — мне хватит». Такой негатив может привести к тому, что колесо мотивации превратится в снежный ком и в конце концов «переедет» ребенка, навсегда отбив охоту к любому обучению.

КАКОЙ БЫВАЕТ МОТИВАЦИЯ?

Процесс обучения тесно связан с мотивацией. Она бывает:

  • процессная;
  • подкрепления;
  • достижения.
© Andrea Piacquadio from Pexels
© Andrea Piacquadio from Pexels

Упор стоит делать на процессную мотивацию, подключая позитивные подкрепления (дать ремня или поставить в угол — не выход). Формула проста: у ребенка должно получаться то, что он делает, и его за это нужно хвалить.

В школе за успехи ставят хорошие оценки, а дома поощряют родители. В этом случае у детей появляется энергия учиться. Так выглядит колесо мотивации в действии (пока оно крутится — ребенку все нравится, он готов горы свернуть). Как только процесс перестает быть легким и увлекательным, колесо начинает останавливаться, и былое рвение ребенка постепенно сходит на нет. Поэтому колесо мотивации нужно поддерживать. 

НЕЛЮБОВЬ К ПРЕДМЕТУ... ПОЧЕМУ?

У неприязни к предметам, как правило, три причины (и все нужно устранять):

  • пробелы в материале; 
  • неготовность психических процессов (например, память, внимание, мышление). Решить эту проблему можно на специальных курсах;
  • непонимание между учеником и педагогом

И что родители могут со всем этим сделать?

© Gustavo Fring from Pexels
© Gustavo Fring from Pexels

«Перезапустить» предмет

Если разбирать только проблемную тему и затыкать пробелы, как делают многие, рискуете убедить ребенка, что с биологией или английским языком они пойдут разными дорогами. На очередной контрольной работе обязательно напомнят о себе моменты, которые он пропустил раньше. Получается, что репетитор все объяснил, а оценка снова «двойка» или «тройка». 

Не реанимируйте текущую успеваемость. Начните с азов (если биология появилась в 5 классе, а ребенок уже в 7, то берите учебник 5 класса). Можно заниматься самостоятельно или поставить конкретную задачу репетитору.

Материал предыдущих классов ребенку, во-первых, знаком, а, во-вторых, рассчитан на младший возраст. Негатива к темам тоже нет. Все это позволит разогнаться на простом материале и запустить колесо мотивации в нужную сторону. К текущей теме ребенок придет быстро, играючи преодолеет проблему, и ему начнут нравиться биология или математика, которые еще недавно вызывали отчаяние и возмущение. 

Если дисциплина настолько отвратительна, что ребенок отказывается держать учебник в руках, рекомендую начать с занимательных научно-популярных статей, простых и зрелищных роликов на YouTube (например, химические опыты) или демонстрации полезности предмета в быту. 

© silviarita from Pixabay
© silviarita from Pixabay

Создать «сито»

Если у ребенка пробелы в материале, то перед уроком нужно перечитать параграф, изучить основные термины и факты проблемной темы. Это обеспечит хорошее информационное сито, в котором будут задерживаться (а в дальнейшем усваиваться) новые данные. Это важно, потому что процесс усвоения основан на наложении новой информации на уже известную. 

Поменять преподавателя

Если это возможно. В противном случае пригласите репетитора или запишите ребенка на курсы, где преподает человек, который любит свой предмет, умеет донести информацию и, главное, способен вызвать симпатию и интерес к дисциплине. Не нужно отчаиваться. Да, кто-то смог отбить желание заниматься, но кто-то может и все исправить. 

© IADE-Michoko from Pixabay
© IADE-Michoko from Pixabay

Не скупиться на похвалу

Когда вы поработали над категориями «процесса», «сита» и пробелов, нужно позаботиться о позитивных подкреплениях. Покажите ребенку, что вам не все равно: попросите рассказать, что было на уроке, пересказать, что он прочитал или узнал, и т. д. Не забывайте хвалить его — это добавит мотивации.

«Связать» предмет с личными целями ребенка

Мой приятель неплохо учился в школе. В старших классах он понял, что хочет быть лучшим юристом. Страдала только химия, до чего ему не было дела (химия — явно не тот предмет, который пригодится в работе). Тогда его отец, недовольный оценками и таким отношением, не стал ругаться, а объяснил, что можно быть просто хорошим юристом, а можно попасть в самую денежную нефтегазовую область, просто подтянув химию. Чтобы быть реально лучшим, надо понимать не только в судебных процессах, но разбираться в сырье, технологиях производства, экологии. Результат не заставил себя долго ждать. 

Если бы отец ничего не понимал в детской мотивации, то мог бы сказать: «Ну и что, что хочешь быть юристом. Учи химию, в жизни может пригодиться. Будешь умнее, заработаешь больше денег». 

Этот способ сработает с детьми старше 12 лет, которые не хотят учиться (но могут). Важный нюанс — цели должны быть конкретными и актуальными сейчас, а не через 15 лет. 

© cottonbro from Pexels
© cottonbro from Pexels

Заключить договор

В дополнение ко всему, скорректировать отношение к нелюбимому предмету поможет договор. Здесь на первый план выходит мотивация достижения, которая безумно важна для ребенка. От этого зависит, сможет ли он ставить цели и достигать их в будущем. Будет ли ребенок отказываться от сиюминутной выгоды и работать без внешних подкреплений ради чего-то большего. 

Нужно четко объяснить, чего вы хотите от ребенка и, главное, что ему за это будет (что-то реально полезное и желанное для него, а не возможность избежать наказания). Обе стороны должны получить выгоду при выполнении договора. Свои обещания нужно выполнять, иначе дети перестанут вам верить, и вы лишитесь полезного инструмента. Остальные принципы и рекомендации подробно описаны вот здесь, их важно учитывать. Например, просто платить за оценки — действенно, но влечет много побочных последствий. 

Помните: любой ребенок может разобраться со всеми предметами и быть успешным при должном подходе. Нужно лишь направить его в правильное русло.

© Andrea Piacquadio from Pexels
© Andrea Piacquadio from Pexels
Familypass Instagram
Familypass - кружки и секции вашего города
Лучшие кружки и секции, детские развлечения и семейный досуг в вашем городе. Подобрать занятия
Familypass
Все новости и статьи блога в вашем телефоне Подписаться на канал
19 октября 2020
, Николай Ягодкин

Комментарии

А что вы думаете по этому поводу?
Решите простой пример:
четыре плюс десять
Решите пример правильно!

Читайте также

Екатерина Бунеева: "наша пятибалльная система очень несовершенна"
Рассуждаем о справедливости оценок в России
13 мая 2020
«Как же он меня бесит!»
Что делать, если раздражает собственный ребенок
28 января 2021
читать 4 мин
Опять двойка!
Почему детям так тяжело дается русский язык?
21 апреля 2020
Родные люди
9 фильмов о взаимоотношениях братьев и сестер
23 апреля 2021