Все мы хотим, чтобы наши дети любили и умели читать, работать с информацией, без особых усилий формулировали свои мысли устно и письменно. При этом почему-то в школе всё меньше пишут изложения и сочинения, многие дети вообще не понимают, как создаётся текст, не могут построить самое простое рассуждение. Но когда девятиклассники начинают готовиться к ОГЭ, они вдруг понимают, что не умеют толком ни читать, ни писать.
- Что нужно для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку?
- Как справиться с сочинением?
- Комментарии
Современный экзамен за курс основной школы так построен, что проверяет очень многие речевые умения. Например, умение прочитать текст изучающим чтением, понять его полностью (то есть извлечь всю текстовую информацию: и ту, что сообщается в явном виде, и ту, что скрыта «между строк», и основные смыслы, так называемую «главную мысль); кратко передать основные микротемы (для этого предлагается написать сжатое изложение), проанализировать изобразительно-выразительные средства и лексику текста, написать рассуждение с опорой на прочитанный текст, найти в тексте нужные примеры и прокомментировать их. Да, это довольно трудно, особенно если учиться всему этому за несколько месяцев до экзамена. А ведь умения работать с информацией – важнейшие, базовые, они необходимы и для повседневной жизни, и для учёбы в школе и вузе, и для успешной профессиональной деятельности.
Что нужно для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку?
- Различать научный и публицистический стили речи, знать, что такое тропы и фигуры речи, анализировать их в тексте.
- Уметь работать с текстовой информацией: вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию, формулировать основные смыслы текста, пользоваться приёмами изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения. Необходимо знать, как выполнять задания, которые проверяют умения читать, понимать текст, анализировать средства художественной выразительности и лексику.
- Понимать, что такое рассуждение как тип речи. Уметь писать и проверять сочинения-рассуждения трёх видов.
Как справиться с сочинением?
На мой взгляд, нужно вовремя и правильно учить смысловому чтению, вовремя начинать заниматься развитием связной речи и проходить определённые ступени, чтобы получить результат.
Лучше, если дети будут много писать в 3 – 4 классах: свободные диктанты, обучающие изложения и обязательно сочинения-миниатюры так, чтобы научиться использовать в тексте то, что они изучают по русскому языку (глаголы, прилагательные, однородные члены предложения, простые и сложные предложения и т.д.).
Затем примерно в 5-м классе нужно дать им универсальный алгоритм создания текста и научить писать тексты разных типов речи: повествование, описание и рассуждение. И сначала давать темы, которые ребёнку близки и интересны, чтобы хотелось осваивать все эти типы речи.
Вижу, как трудно даётся многим, например, текст-рассуждение. На моем базовом курсе по обучению сочинению дети по 3 – 4 раза редактируют один и тот же текст, пока не начинает получаться. Для этого нужно время ну и, конечно, желание.
Получил базу и универсальный алгоритм – дальше уже надо писать регулярно, тренироваться. А в 8 или 9 классе спокойно освоить сжатое изложение и сочинение-рассуждение по экзаменационным требованиям. Когда есть необходимая база, уже всё гораздо проще и веселее.
В Домашней школе грамотности разработаны два важных этапа обучения связной письменной речи – базовый онлайн-курс для 5 - 8 и курс подготовки к ОГЭ для 8 – 9 классов.
Если есть желающие попасть в тестовую группу на курс подготовки к ОГЭ и получить большую скидку, нужно пройти по ссылке, выбрать курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» - доступ для школьников на 2 месяца и ввести промокод PROVA.