В начале осени в американском Техасе на законодательном уровне запретили аборты. Это решение подняло волну возмущения среди местных. А в сети стали проводить параллели между законом и нашумевшим сериалом «Рассказ служанки», где способные к деторождению женщины бесправны, могут исполнять единственную функцию – рожать и выкармливать детей. Возможно, эта фантастика – вовсе не фантастика. А наше ближайшее будущее.
Редакция Familypass разбиралась, как в России и других странах мира относятся к праву женщины на прерывание беременности.
- Выбор или обязанность?
- Женщина или инструмент репродукции?
- Права эмбриона и церковь
- К чему приведет запрет на аборты?
- Комментарии
Выбор или обязанность?
За всю историю человечества аборты не приветствовались ни в одной стране, не поддерживались ни одной религией. Даже клятва Гиппократа запрещала врачу содействовать прерыванию беременности: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария».
Лишь в ХХ веке получило право на жизнь понимание, что деторождение – не обязанность женщины. Это ее выбор. Но сейчас у государства на женщину оказались другие планы.
Наши современницы все чаще выбирают образование, карьеру, творческую самореализацию, нежели всецелое посвящение себя дому и уходу за детьми. Первые роды — все позже. Детей в семьях все меньше. Однако демографический кризис, снижение рождаемости в развитых странах заставляет власти принимать разнообразные меры для поддержки рождаемости. Одна из них – сокращение числа абортов.
Женщина или инструмент репродукции?
Борьба с абортами на государственном уровне могла бы включать распространение сексуальной грамотности, доступность безопасной контрацепции, однако вместо этого в разных странах предпочитают ограничить возможность женщин прервать беременность по желанию.
22 сентября прошлого года Конституционный суд Польши принял постановление, согласно которому сделать аборт можно только в случае прямой угрозы жизни матери или если она наступила в результате изнасилования.Этот закон называли «войной с женщинами», «ментальным средневековьем». Через неделю после решения Конституционного суда в польских городах начались демонстрации, протесты, столкновения с полицией – люди вышли на улицы, чтобы защитить свое право на выбор.
В американском штате Айдахо в апреле 2021 года запретили прерывать беременность после того, как начало прослушиваться сердцебиение плода. 1 сентября такой же закон вступил в силу в Техасе. Напомним, сердце эмбриона начинает биться в среднем в шесть недель – многие женщины к этому времени еще даже не подозревают о своей беременности. Согласно новым законам, на более позднем сроке (при отсуствии медицинских показаний) в прерывании нежелательной беременности вам откажут.
В Германии на оплату аборта по медицинской страховке имеют право только женщины с низким уровнем дохода или получающие социальное пособие. Перед процедурой необходимо пройти собеседование в лицензированном консультационном центре.
В России только за последние два года предложили:
- вывести аборты из системы ОМС;
- ограничить продажу в аптеках абортивных лекарственных препаратов;
- создать «абортарии» в системе ФСИН и разрешить проведение абортов только там;
- сократить финансирование клиник, которые проводят процедуру искусственного прерывания беременности;
- разрешать наложение вето на аборт потенциальным отцом ребёнка;
- сократить список медицинских показаний к аборту.
Предлагаются и более суровые способы принудить к деторождению: привлекать врачей к уголовной ответственности по статье «Убийство», наказывать и самих женщин, если они решаются на аборт без согласия супруга.
Российский Минздрав пока не поддерживает подобные инициативы. Правда, в декабре прошлого года выдвинул проект приказа «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности», согласно которому женщина во многих случаях не сможет сделать аборт после 12-й недели, даже если у плода обнаружены тяжелые патологии. Но настораживает общемировая тенденция, в том числе и введение запретов в благополучных и развитых европейских странах.
Права эмбриона и церковь
С наибольшим количеством антиабортных инициатив в последние годы выступает Русская православная церковь. Ее представителям принадлежат, например, идеи ввести мораторий на искусственное прерывание беременности во время сложной эпидемиологической ситуации, на федеральном уровне закрепить обязательное консультирование женщины, обращающейся с абортом по желанию, с психологом или соцработником, ввести обязательную УЗИ-визуализацию и прослушивание сердцебиения плода… То есть добавить психологических страданий для тех, кто и без того проходит через испытание.
В России искусственное прерывание беременности разрешено на законодательном уровне. Эта процедура бесплатна, она входит в систему обязательного медицинского страхования. Прерывание беременности до 12 недель разрешается по желанию женщины, до 22 недель — по социальным, на любом сроке — по медицинским показаниям.
При этом РПЦ признает необходимость выработки мер по защите материнства в случае материальной нужды и беспомощности. Однако где взять деньги, чтобы обеспечить всех женщин, отказывающихся от абортов, и их детей, не сообщает.
К чему приведет запрет на аборты?
Рост количества криминальных абортов и женской и детской смертности
Только в 1950 году было зафиксировано более миллиона абортов, из них 90% — криминальные. Если запретить эту меру сейчас, женщины будут рисковать здоровьем и жизнью, прибегая к опасными варварским способам.
Найдутся и те, кто будет топить младенцев в туалете, бросать их в мусорные баки, оставлять на улице. Вырастет количество детоубийств и самоубийств – женщины, доведенные до отчаяния, будут еще чаще, чем сейчас, вместе с детьми шагать из окон.
Согласно данным отчета «Института Гуттмахера» (Guttmacher Institute), непрофессиональные аборты являются причиной смерти 70 тысяч женщин ежегодно. В России такие трагедии практически никогда не доходят до суда. На 180 тысяч нелегальных абортов, по неофициальным оценкам, приходится 28 уголовных дел.
Рост количества инвалидов
Если запретить прерывание беременности по медицинским показаниям в случае выявления патологий у плода, множество матерей будут в одиночку ухаживать за ребенком-инвалидом. Отцы из таких семей уходят более чем в 80% случаев.
Рост преступности и нехватка рабочих мест
Уровень жизни семьи с двумя детьми предсказуемо падает, с тремя и более сложностей еще больше. Рассуждения про зайку и лужайку с действительностью не имеют ничего общего. Пройдет двадцать лет – и дети, которым родители не смогли дать образование, выросшие в неблагополучной обстановке, нежеланные и нелюбимые, не смогут найти работу и место в обществе.
Согласно ст. 56 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», женщина имеет право самостоятельно решить вопрос о материнстве.
Женщины не прерывают желанных беременностей. Они не идут на аборт, если уверены в своем будущем и будущем ребенка, в поддержке партнера.
Соглашаясь на уговоры или принуждения не прерывать нежеланную беременность, здоровьем, карьерой, социальной жизнью рискует женщина, и только женщина. И ни священник, ни чиновник, ни любой другой человек не имеет права за нее решать.
«Первый и последний аборт сделала от мужа... сомневалась, что смогу жить с этим человеком.. потом поженились, родилась дочка, потом развелись через 10 лет. В итоге я живу с дочкой, алименты от мужа 5000 — человека который кричал на каждом углу, что я и дочь его смысл жизни..
Не жалею об этом аборте, жалею, что смалодушничала и вышла замуж… скомканные 10 лет, слезы, усталость и ощущение безысходности…» (форум Ева.ру)
«Жалею, что не сделала аборт.
Во время беременности были проблемы, но врач убедила, что все в порядке.
Не знаю, почему не перепроверили. Потом объясняла, что шанс патологии был маленький. Ее уволили в итоге, а толку. Теперь у меня ребенок-инвалид — и никакой возможности ни вылечить, ни завести другого» (форум woman.ru)
Конечно, материнство – не только труд, но и счастье. Но навязать счастье насильно нельзя. Даже на государственном уровне.