Чего не достает бывшим школьникам для успешной учебы в вузе? Профессора Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета проанализировали сильные и слабые стороны российских студентов первого курса с точки зрения образовательных моделей ведущих мировых университетов.
Рассказываем, какие навыки следует развивать и на что обратить внимание тем, кто хочет добиться успехов в учебе.
- Умение анализировать
- Смелость ошибаться
- Умение задавать вопросы
- Принятие критики
- Гибкость мышления
- Умение мыслить критически
- Ведение дискуссии
- Комментарии
Умение анализировать
Cтуденты отлично ищут (и находят) готовые решения в тексте. Однако необходимость самостоятельно анализировать и разрабатывать аргументы вызывает у бывших школьников большие затруднения.
Для формулировки ответов на общий вопрос студенты стараются повторить фрагмент прочитанного.
Смелость ошибаться
Еще одной общей проблемой оказалась боязнь студентов оказаться неправыми. Участвовать в обсуждении они готовы только если уверены, что их ответ устроит преподавателя.
Исследователи обратили внимание, что слушая однокурсников, студенты не столько стремятся подумать над собственным высказыванием, сколько считывают реакцию преподавателя и стараются изменить свой вариант, подгоняя его под ожидания профессора.
Умение задавать вопросы
По мнению исследователей, отсутствие вопросов к преподавателю в зарубежных колледжах говорит о полном понимании темы или о согласии с представленными аргументами. Однако в России все иначе. Вопросы наши студенты считают признаком слабости. Они предпочитают не поднимать руку и не спрашивать преподавателя, даже если не поняли тему.
Роль педагога, как считают российские первокурсники, заключается в том, чтобы читать лекцию и спрашивать. Задача студентов – отвечать или молчать, если ответа нет.
Принятие критики
Не все студенты готовы получать обратную связь. Эссе, возвращенное с пометками, оценивается как провальная работа. Российские подростки не умеют учитывать комментарии и исправления. Любые вопросы преподавателя воспринимаются как неудовлетворительная оценка. Сложности у студентов вызывает и понятие конструктивной критики. Они обороняются, воспринимая замечания от сокурсников и преподавателей лишь как плохую оценку проделанной работы.
- широкий спектр изучения предметов;
- активная социальная система. Она позволяет не только получать знания, но также учиться общаться, решать конфликты со сверстниками;
- изучение информатики;
- продуманная система ведения оценок и контроля за успеваемостью. Не так давно во многих российских школах появились электронные дневники, которые помогают следить за оценками школьников. Кроме того, благодаря данной системе, всегда можно узнать о заданном домашнем задании.
На этом все(
Гибкость мышления
Первокурсники, с которыми имели дело преподаватели Школы перспективных исследований, считают, что изменить свое мнение – такой же признак слабости, как и заданный преподавателю вопрос.
Умение мыслить критически
Бывшие школьники действуют по принципу «все или ничего» — или безоговорочно доверяют автору, или полностью отвергают его идеи.
Умение критически мыслить студенты нередко понимают как право оспаривать все, с чем сталкиваются на занятиях. Не обращая внимания на аспекты темы, которые требуют внимательного рассмотрения или детального разбора, они подвергают критике все целиком.
Ведение дискуссии
Преподаватели отмечают, что студентов нелегко увлечь свободным обсуждением академической темы – они готовы отвечать на вопросы преподавателя, но не обращают внимания на реплики сокурсников, а если профессор не задает наводящих вопросов, беседа совсем угасает.
В итоге обсуждения часто сводятся к общению нескольких человек, тогда как большая часть группы занимает позицию пассивных слушателей.
По мнению профессоров, академических знаний для достижения успехов недостаточно – умение взаимодействовать с преподавателем и с группой, способность к анализу и критическому восприятию информации необходимы в любом формате обучения. И чем раньше научиться этим навыкам, тем лучших результатов детям удастся добиться в будущем.