06 сентября 2021

5 признаков аутизма

Как распознать особенности развития ребенка и что с этим делать?
© pixabay.com
розовый пластмассовый оптимизм не для вас
Квест, который подарит родителям время, а детям – море удовольствия
Птица Феникс.
Мама Темы и маленького Бо.
Писатель и исследователь в одном флаконе.

Поставить диагноз «аутизм» могут только специалисты. Но родители в силах заметить особенности в развитии малыша. Это поможет выиграть у болезни время и начать лечение. Рассказываем, на что стоит обращать внимание.

Меня зовут Юлия, моему старшему сыну Теме 15 лет, и он особенный ребёнок. В 3 года ему поставили диагноз «аутизм» и все это время я сопровождаю его развитие постоянной реабилитацией, помогая выстраивать обучение, налаживать контакт со сверстниками и преодолевать сложности, которые сопутствуют его диагнозу.

Через 12 лет после рождения Темы я решилась на второго ребёнка. Наблюдая за развитием своего младшего сына Богдана, я понимаю и вижу, насколько он отличается от старшего брата. И это не про то, что все дети разные, это ряд ключевых и важнейших различий в поведении, речи и развитии в целом.

Мне кажется очень важной ранняя диагностика и базовая информация о том, чем нормотипичные дети (без особенностей в развитии) отличаются от малышей с аутизмом. Родителям очень важно вовремя заметить и понять, что ребёнок развивается с некоторыми особенностями, очень важно вовремя оказать ему необходимую помощь.

Я не могу назвать себя специалистом. Скорее, я опытный включённый родитель, понимающий что такое различные динамики развития, и хотела бы поделиться своими личными наблюдениями.

© pixabay.com
© pixabay.com
  • Как проявляется аутизм у малышей?
  • Слабые навыки копирования
  • Аутостимуляция
  • Замыкание в себе
  • Сложный контакт со сверстниками
  • Раскачивание, вокализация и другие виды аутостимуляции/ Сенсорный перегруз
  • Что делать?
  • Комментарии

Как проявляется аутизм у малышей?

Любая задержка развития имеет свои нюансы и свои причины, и следует различать педагогическую запущенность, задержку психоречевого развития и непосредственно аутизм.

Педагогическая запущенность - не совсем «корректное» воспитание, когда здоровому ребёнку не создали и не создают достаточных условий для развития. Например, ему три года, а его до сих пор кормят с ложечки и не дают шанса самому научиться есть. Когда взрослые не развивают самостоятельные навыки, а ограничивают их, потому что так удобнее. Когда ребёнок в полтора года не собирает пирамидку не потому что не умеет, а потому что у него нет подобных игрушек в принципе. И он не умеет сам одеваться, потому что за него постоянно это делают взрослые. Но, как правило, если малышу создать нужную среду - он быстро всему учится сам.

Психоречевая задержка - развитие с опозданием. Я убеждена, что здесь часто присутствуют неврологические проблемы, кора головного мозга у таких малышей созревает медленнее, чем обычно. Гипертонус, гипотонус, проблемы со слухом могут давать темповую задержку речевого развития. Но ребёнок будет, тем не менее, во многом сам стараться преодолеть эти ограничения, потому что здоровая часть психики подталкивает его к развитию и при специальных занятиях и комплексном подходе можно очень многое восстановить и поправить.

А аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС), на мой взгляд, отличаются тем, что ребёнок проявляет именно психические ограничения, и именно психика «тормозит» развитие важнейших навыков. Здесь по ряду причин родители «бессильны» и ни в чем не виноваты, потому что аутизм невозможно «спровоцировать». Это генетическое, врожденное заболевание.

Очень часто на то, чтобы понять, как помочь ребёнку - аутисту уходят годы. Поэтому чем раньше вы заметите особенности в развитии и поведении малыша, тем больше времени будет для коррекции.

© pixabay.com
© pixabay.com

Слабые навыки копирования

То, что обычный малыш впитывает как губка, ребенок с аутичными проявлениями будет игнорировать. Старший Тема до трёх лет не повторял за мной никаких обычных бытовых действий, например, вытереть стол тряпочкой или принести игрушку, на которую указывает мама, не понимал обращённой речи и не идентифицировал предметы. Следовательно, не выполнял простейшие просьбы. Младший Богдан схватывает информацию в контакте с взрослым очень быстро, достаточно показать что-то один раз и он немедленно это запоминает.

© yandex.ru
© yandex.ru

Аутостимуляция

Нормотипичные дети без проблем интегрируют и обрабатывают информацию, и это их основное отличие от детей с задержками в развитии и аутизмом. Аутичный ребёнок не имеет навыков саморегуляции – я говорю про тотальную невозможность контролировать свои процессы возбуждения и торможения. Такие дети просто не могут успокоиться самостоятельно, их нужно обучать этому.

Истерики ребёнка с РАС похожи на застревание в замкнутом цикле. Они длятся часами, потому что у детей с аутизмом очень слабая психическая способность переключения на что-то другое. У них очень статичная психика, ориентированная на жёсткие внутренние протоколы. Отсюда распространенное убеждение о том, что дети-аутисты выставляют в ряд предметы, ходят одной и той же дорогой, бурно реагируют на смену среды и маршрута, именно из-за сложностей в переключении.

© pixabay.com
© pixabay.com

Замыкание в себе

Мой старший сын не выдавал бурных эмоциональных реакций на переключение, всегда смотрел в глаза, поддерживая зрительный контакт. Но мне было очень страшно, когда он закрывался, замыкался в себе и вообще переставал реагировать. Порой я не могла растормошить его часами. Тема переставал играть, отказывался принимать новые правила и никак не откликался.

И это тоже про аутизм. Потому что он не имел возможности психически освоить что-то новое. У «аутят» очень слабый, очень маленький психический контейнер вместимости, его нужно постоянно развивать, нарабатывать нейронные связи. Тренировать их и запускать практически «вручную».

© pixabay.com
© pixabay.com

Сложный контакт со сверстниками

Аутичный ребёнок тяжело вступает в контакт в принципе. Ровесников он может воспринимать как неодушевлённые предметы. Кажется, что ребёнок практически не тянется к общению. На самом деле, он очень тянется, просто не умеет и не знает как, потому что осваивать общение ему очень сложно. Это целая цепь импульсов, и, прежде всего, сложнейший анализ информации. Если у нормотипичных детей такой анализ происходит мгновенно, то у аутичного ребёнка первое время практически нет обратной связи с окружающей средой и эту связь нужно постоянно тренировать и выстраивать.

© Michał Parzuchowski on Unsplash
© Michał Parzuchowski on Unsplash

Раскачивание, вокализация и другие виды аутостимуляции/ Сенсорный перегруз

Когда у вас затекает рука - вы ее разминаете, чтобы почувствовать снова. Примерно то же в упрощённом варианте делают дети с РАС, особенно в состоянии эмоционального и психического перегруза, когда избыточен шум, свет, запах или что-то другое, что внешне очень «давит» на психику ребёнка. Но основное отличие в том, что в моменты перевозбуждения у аутичного малыша часто появляются неконтролируемые реакции, он может часами раскачиваться, пропевать громкие звуки, крутить верёвочку и больше ни на что не реагировать. Это называется аутостимы.
У Темки в раннем возрасте они могли длиться часами, именно так он пытался себя успокоить. Мой младший малыш тоже боится резких звуков, но его можно переключить и нивелировать, успокоить в течении пяти-десяти минут.

© pixabay.com
© pixabay.com

Что делать?

Если вы замечаете, что ребенок не копирует и не повторяет ваши действия, слишком замкнут на своих внутренних процессах, подолгу не переключается, не понимает обращённой речи к двум годам (может не говорить и не повторять слова, это вариант задержки, но это поправимо). Если ребенок просто вас не понимает - начинайте комплексное обследование, покажите ребёнка хорошему детскому неврологу и детскому психиатру.

Не стоит бояться врачей. Хороший детский психиатр – это не «авторитетная» тётенька-профессор с сорокалетним стажем, которая смотрит ребёнка на вставая из-за стола в течении пятнадцати минут, а потом выписывает нейролептики на пяти листах.

Хороший детский психиатр - это прогрессивный врач, который играет, общается с малышом не менее получаса. Потом отправляет его обследование ЖКТ и нервной системы, подробно расспрашивает о родовом и генетическом анамнезе, осторожно назначает медикаментозную поддержку , а затем - развивающие занятия с нейропсихологом, дефектологом, логопедом и сенсорно-интегративным терапевтом.

Здесь очень важна первичная диагностика, чтобы вовремя начать работать с симптомами. Чем раньше начнётся коррекция, тем больше шансов у ребёнка на полноценную жизнь в будущем. Очень многое удаётся поправить, если вы проводите раннюю диагностику.

Главное - сохранять адекватный взгляд на ситуацию, не поддаваться настроениям «у нас все плохо», но и не впадать в глухую защиту «все нормально, он перерастёт». Поддерживающий любящий родитель всегда будет на стороне своего ребёнка и специалисты лишь помогут выстроить грамотную поддержку в случае отставаний в развитии.

Самое главное, для нас родителей, и, наверное, основное: любить ребёнка любым. Таким, какой он родился. Просто вовремя и грамотно поддерживать, если ему нужна помощь.

© Anna Kolosyuk on Unsplash
© Anna Kolosyuk on Unsplash
Familypass Instagram
Familypass - кружки и секции вашего города
Лучшие кружки и секции, детские развлечения и семейный досуг в вашем городе. Подобрать занятия
Familypass
Все новости и статьи блога в вашем телефоне Подписаться на канал
06 сентября 2021
, Юля Полтавская

Комментарии

А что вы думаете по этому поводу?
Решите простой пример:
шесть плюс десять
Решите пример правильно!

Читайте также

29 октября 2020
читать 4 мин
Неправильный прикус у ребенка
Зачем и как его исправлять?
29 апреля 2021
читать 5 мин
Перед школой не надышишься!
Что дети и родители могут успеть за август?
03 августа 2021
Книжки – малышкам (и малышам)
Что и для чего читать детям 1-3 лет?
23 октября 2020