Родительская мудрость гласит: много похвалы не бывает. Благодаря поощрению дети ведут и чувствуют себя лучше. Однако большая часть похвал, которыми мы обычно награждаем ребенка, снижает самооценку и совершенно не мотивирует.
У универсальных слов вроде «умница» и «молодец» есть один недостаток. При частом их употреблении ребенку может показаться, что таким образом от него просто пытаются отмахнуться.
«Похвала, как и пенициллин, не должна вводиться случайно, – говорил американский психолог Хаим Джинотт. – Есть инструкция, которая регулирует обращение с сильнодействующими лекарствами, – правила о сроках и дозировке, предостережения о возможных аллергических реакциях. Существуют аналогичные правила относительно применения эмоциональной медицины».
Конечно, не стоит избегать похвалы вообще. Но важно тщательно подбирать слова. Издание Mother.ly предлагает несколько мотивирующих фраз, которые станут еще одним способом воспитания, а также сделают вас ближе к ребенку.
- ❌ «Отличная работа!»
- ❌ «О, у тебя получилось!»
- ❌«Какой умный ребенок!»
- ❌«Какая ты красивая/нарядная!»
- ❌«Классный рисунок!»
- ❌«Пятерка? Умница»
- ❌«Умница, съел все до последней крошки!»
- ❌«Успокоился? Молодчина, люблю тебя за это»
- Комментарии
❌ «Отличная работа!»
Конкретика – одно из главных условий эффективной похвалы. Например, «отличная работа» – слишком общая фраза. Она не расскажет ребенку о том, что именно сделало вас счастливым, не даст конструктивной обратной связи и подсказок о том, какое поведение нужно повторить в будущем.
Скажите детям, чем конкретно вы гордитесь. Укажите, почему это сделало вас счастливыми, чтобы они могли повторить это и в следующий раз. Самое главное, конкретика помогает им чувствовать себя ценными.
❌ «О, у тебя получилось!»
Хвалите усилия, а не результат. Если концентрироваться только на достижениях, это может быстро демотивировать ребенка. Конечно, вы должны видеть и говорить ребенку о его успехе. Но важно делать акцент на усилиях, которые привели к результату. Это мотивирует ребенка и еще раз показывает, что вы в него верите.
❌«Какой умный ребенок!»
Похвала детей за определенные качества – интеллект или способности в определенных науках – может иметь неприятные последствия. Если дети поймут, что им легко дается какой-то предмет, они, возможно, просто перестанут стараться. Или станут зависимы от похвалы и признания своих талантов.
❌«Какая ты красивая/нарядная!»
Похвала детей, особенно девочек, за их внешность может сыграть плохую шутку. Ребенок начинает чувствовать, что его любят только из-за его вида, самооценка падает.
Поэтому не стоит говорить ребенку, какой он красивый. Лучше сфокусироваться не на внешних данных, которые ребенок изменить не в силах, а на вещах, которые он выбирает сам. Например, на одежде. Используйте это как повод, чтобы начать разговор и показать вашу заинтересованность в чувствах и мыслях малыша.
❌«Классный рисунок!»
Возможно, в этом году вы уже увидели тысячу творений своего ребенка. Однако для вашего малыша каждый рисунок – новый и особенный, даже если вчера вы видели примерно такой же. Конечно, проще сказать «классный рисунок», даже не взглянув на детский шедевр. Но лучше постараться найти то, что вам действительно понравилось в работе. Оцените использованные цвета, ровность линий или сюжет. Выделяя что-то в рисунке, вы показываете, что действительно СМОТРИТЕ и цените труд ребенка.
❌«Пятерка? Умница»
Обязательно обратите внимание, если ваш ребенок много работал. Покажите, что вы видели, как он старался.
Когда ребенок получает хорошую отметку, не просто отмечайте результат, а обсуждайте с ним, что именно помогло ее получить. Это прекрасная возможность помочь ребенку со школьной программой. Попросите его проанализировать процессы и действия, которые привели к хорошей оценке, а затем применить их в будущих работах.
❌«Умница, съел все до последней крошки!»
✅ «Если ты не голоден, ничего страшного. Я поставлю суп в холодильник. Когда захочешь есть, скажи, я его разогрею».
Хвалить ребенка за пустую тарелку, пожалуй, худший вид поощрения. Этим вы приучаете детей не слушать свой организм, а просто доедать до последней крошки (даже если они не голодны), чтобы угодить другим.
Со временем такое поведение может привести к перееданию и пищевым расстройствам. Держите похвалу подальше от обеденного стола.
❌ «Успокоился? Молодчина, люблю тебя за это»
Дети никогда не злятся без причины. Если они сердятся, значит, им плохо, они не могут контролировать свои эмоции. Хвалить детей, когда они успокаиваются, все равно что говорить им: «Ты мне нравишься только тогда, когда ты счастлив».