30 ноября 2020
читать 5 мин

Горе неродившихся детей:

«У женщин после выкидыша как будто нет права на потерю»
© Pexels.com
Папа точно не уснет
дневник мамы на карантине по «модной» болезни
Не контента ради, читателей для!

«Это стало почти непереносимым горем, – так описывала свои чувства после потери ребенка герцогиня Сассекская, жена принца Уильяма, Меган Маркл. –Когда я сжимала в руках своего первого ребенка, я понимала, что теряю второго».

Не так давно у Меган случился выкидыш. Эта история стала для нее трагедией. Однако Меган нашла в себе силы рассказать об этом миру.

К сожалению, для многих женщин тема потеря неродившегося ребенка до сих пор остается табуированной,«
запретной, которая связана с (ничем не оправданным) позором».

Блог Familypass поговорил с клиническим психологом, психотерапевтом Ириной Пилипенко и выяснил, как женщине справиться с горем, чем ей могут помочь родные и как детям приходиться конкурировать со своими нерожденными братьями-сестрами.

© Dominic Winkel from Pixabay
© Dominic Winkel from Pixabay

Ирина, согласно официальным данным, каждая четвертая беременность в Великобритании заканчивается выкидышем. К сожалению, найти информацию по России или СНГ сложно…

Статистика по нашим странам будет примерно такой же. Надо учесть, что это медицинская статистика, в реальности таких случаев гораздо больше, поскольку не все женщины обращаются за медпомощью на ранних сроках беременности.

Тут также нужно учесть разницу подходов. Насколько мне известно, в Европе и США не сохраняют беременности на очень ранних сроках. У нас в принципе на сохранение можно попасть и в 5-7 недель, много самопроизвольных абортов приходится именно на этот срок.

Женщины по-разному переживают потерю беременности. Что позволяет справиться с горем или, напротив, способствует развитию депрессии после случившегося? 

­На переживание потери влияет, как мне кажется, предыдущий опыт. Женщина с благополучным психологическим анамнезом быстрее восстановится. Если же череда потерь в жизни длинная, сопутствуют проблемы семейные, финансовые, проблемы со здоровьем, конечно, переживать будет тяжелее. У нас разные ресурсы психики и нервной системы. К депрессии может привести невнимание близких, отсутствие времени на восстановление, черствость, равнодушие окружающих.
Наши культуральные особенности — держать чувства при себе, особо не делиться трудностями — такое поведение поощряется в обществе, и оно же приводит к тому, что слезы не будут выплаканы никогда, но застынут тяжелым грузом внутри.

© James Chan from Pixabay
© James Chan from Pixabay

Сюда же добавим и отношение врачей. Женщины, пережившие трагедию, жалуются на бездушие докторов, фразы вроде «родишь себе нового», «это не человек, подумаешь!»

Да, это именно те фразы, которые, скорее всего, женщина услышит в роддоме. Врачей не учат работать с перинатальной утратой. К сожалению, достучаться до докторов особенно трудно, такова специфика профессии. И я их понимаю, потому что если все пропускать через себя, то скальпель не удержишь в руках.

Поэтому важно, чтобы в роддомах были люди, которые могут оказать правильную помощь женщине. Необязательно психолог — может быть, акушерка, младший персонал. Очень важно быть чуткими, признавать чувства женщины, давать возможность попрощаться. Знаю, что в Европе совершенно другой взгляд на выкидыши — там и отпечаток ножки делают, если это на позднем сроке произошло, и на ручках дают подержать, и сфотографировать. У нас если о таком заговорить, сразу протест — о боже, что это, зачем это, надо побыстрее забыть, вычеркнуть. А ведь на самом деле – есть ребенок и его мама, и их последняя такая короткая встреча. Ребенку надо дать место в семье, хоть это кажется очень больно и страшно в моменте. Но в перспективе это исцеляет.

Еще один изощренный вид пытки – поместить несостоявшуюся маму в одну палату с только что родившими или с девушками, которым удалось сохранить беременность…  

Это недопустимо. Женщина еще сильнее вгоняется в травму. К счастью, сейчас так почти не делают в наших роддомах. Если вдруг подобное происходит, надо понимать — у женщины сейчас нет сил сопротивляться. Если она молча кивает головой, это не значит, что ей подходит и она согласна. Скандалить в таком состоянии вряд ли кто-то способен, поэтому надо вмешиваться близким, ну и врачам доносить, конечно, недопустимость такого расположения женщин, потерявших ребенка.

© Jane Lund from Pixabay
© Jane Lund from Pixabay

Как может помочь сама себе женщина?

Для начала обеспечить физическую заботу. Питье, тепло, еду. Ни в коем случае не обвинять себя. Быть с теми людьми, которые помогают и поддерживают. Если хочется быть одной — быть одной. Следовать инстинктам. Искать группу поддержки — обычно такие есть в крупных городах, по типу равный-равному, где у всех общая беда.

«Я чувствовала себя потерянной и одинокой. Мне казалось, что это моя проблема. Тогда я не знала, насколько распространены выкидыши. Мы не говорим об этом в обществе. Мы, женщины, храним эту боль в себе. Мне кажется, это самое страшное, что мы сами делаем с собой, не делимся друг с другом правдой о нашем теле и о том, где бывают сбои» (Мишель Обама, «Становление»).

Горе должно быть прожито. Я встречалась с тем, что после тяжелой потери ребенка женщины менялись. Становились закрытыми, недоверчивыми, как бы застывшими, но при этом «держали лицо»… Это тяжело видеть.

Что могут сделать в такой ситуации родные и близкие?

Справиться с горем помогают участие и понимание, что ты не один и не одинок, простая бытовая помощь и участие, забота о потребностях и, важно, – возможность открыто говорить о чувствах. У женщин после выкидыша как будто нет права на потерю. Вот когда оно есть, восстановление происходит быстрее.

Не надо умалчивать, но и не надо провоцировать. Быть готовым к разговору, быть заботливым, но не лишать самостоятельности. Брать на себя бытовые нужды. Признавать чувства. Но самое главное: найти эту смелость быть рядом с человеком, который перенес потерю. Тут надо ее в себе поискать и найти. И, конечно, никаких «все будет хорошо». Обычное признание чувств («я вижу, что тебе сейчас очень больно») и доступность поддержки («я рядом, и ты можешь в любой момент поговорить со мной. Что я могу сейчас для тебя сделать?»)— это то, что нужно.

© Mandy Fontana from Pixabay
© Mandy Fontana from Pixabay

На какие тревожные симптомы в поведении женщины после потери беременности нужно обратить внимание?  

Должны насторожить потеря аппетита и веса, длительная бессонница. Что касается психологических аспектов, то состояние женщины может быть очень тяжелым. Как бы ни было больно, это нормально, то есть сам по себе аффект не является признаком нарушений. Нормально плакать, кричать. Нормально молчать и не хотеть никого видеть. Должно насторожить, если какое-то состояние затянулось и не проходит. Например, женщина «заморожена», ведет себя отрешенно уже несколько дней. Или наоборот, неуместная ажитация, расторможенность. Злоупотребление алкоголем и др. Идеи «плохости», никчемности, чувство вины, суицидальные идеи — это повод обратиться к специалисту без промедления.

Может ли непрожитое горе сказаться на следующих беременностях, спровоцировать выкидыши в дальнейшем?

На беременность вообще очень сильно влияет психологическое состояние. Но ставить знак равенства я бы не стала. После выкидыша может усилиться тревожность, и тогда следующая беременность может быть под угрозой срыва из-за напряжения, тонуса матки.

«Выкидыш это страх. Моим фанатам, которые ходили на мои концерты, наверное, сложно в это поверить, но во время второй беременности, когда я пела и танцевала на сцене, я постоянно чувствовала внутри этот парализующий страх, который рождается в тебе, когда ты теряешь ребенка. Страх потери еще одного». Бейонсе
© Ryan McGuire from Pixabay
© Ryan McGuire from Pixabay

Ирина, что вы посоветуете мамам девочек. Нужно ли им рассказывать о выкидышах? И если да, то в каком возрасте?

Да, я думаю, нужно. Если в семье есть неродившиеся дети, то говорить стоит как можно раньше, потому как у ребенка есть масса фантазий о том, что умалчивают взрослые. И фантазии эти гораздо страшнее реальности.

Кроме вербальных сигналов (слов), мы подаем детям массу сигналов невербальной коммуникации. Например, ребенок видит, что мама расстроена, плачет – обычно это годовщина рождения, смерти потерянного малыша. Особенность детского мышления в том, что ребенок связывает все происходящее с собой. Он думает, что это он расстроил маму, из-за него ей плохо. Затем из каких-то слов и фраз (дети слышат и понимают гораздо больше, чем мы привыкли думать) ребенок понимает, что ему чего-то не рассказали, что в семье был уже ребенок до него. Начинаются страшные фантазии: что случилось с тем малышом? Он заболел? Значит, я тоже могу заболеть и умереть?

Если умерший ребенок был младше, то часто дети понимают, что мама беременна, у нее в животике малыш, да и принято готовить старшего к рождению братика или сестрички. А тут мама возвращается из больницы одна. Зачастую в этот момент родителям не до того, чтобы говорить с ребенком. И снова фантазии: «Что случилось? Куда делся этот малыш? Я тоже могу исчезнуть? Может, его украли, и меня украдут?»

Детям свойственно приписывать себе все плохое и хорошее, что происходит. Они обвиняют себя в происходящем. Причем это не всегда регистрируется сознанием, но уже в зрелом возрасте может выдавать необъяснимое чувство вины, страх иметь своих детей.

Еще может быть фантазия о том, что ты занимаешь чье-то место. Это бывает, когда мама недовольна ребенком и думает, что тот, потерянный, был бы успешнее, красивее, умнее и т. д. Она транслирует это ребенку. Выросшие в такой обстановке часто говорят: «Да меня вроде ни с кем и не сравнивали, что ж я так все время пытаюсь доказать, что я заслуживаю любви. В семьях часто идет конкуренция между братьями-сестрами, это нормально. А тут вроде никого и нет, а я конкурирую с кем-то за родительскую любовь». А потом всплывают истории про нерожденного братика, но о нем с ребенком никто никогда не говорил.
Если же семейной истории печальной нет — то по мере взросления, тогда же, когда мы говорим о контрацепции и о родах, для всех это свой возраст.

© Disappearing Diamonds from Pixabay
© Disappearing Diamonds from Pixabay

Ирина, как вы считаете, почему в нашем обществе тема выкидышей до сих пор табуирована? Почему женщины не решаются говорить об этом вслух?

Потому что у нас патриархат. Мол, не справилась, бракованная. Если роль женщин низвести до репродуктивной функции и оценивать ее жизнь только по факту успешного деторождения, это закономерно.

Многие женщины обвиняют в выкидыше себя, считают себя неполноценными, с «червоточинкой». Боятся, что от них теперь уйдет муж или друг… Что бы вы могли сказать таким женщинам?

А часто так и происходит, браки распадаются. Люди не могут вынести общего горя, обвиняют друг друга. Ну, и становятся свидетелями, и напоминанием друг другу о случившемся. Такое испытание не каждая пара выдержит. Совсем не потому, что женщина «не такая». У нас вообще нет культуры проживания горя. А мужчины часто говорят «ты потеряла ребенка», хотя это потеря пары. Что сказать, горе разделяет. Я думаю, тут как раз важна помощь специалиста.

© Engin Akyurt from Pexels
© Engin Akyurt from Pexels
Familypass Instagram
Familypass - кружки и секции вашего города
Лучшие кружки и секции, детские развлечения и семейный досуг в вашем городе. Подобрать занятия
Familypass
Все новости и статьи блога в вашем телефоне Подписаться на канал
30 ноября 2020
, От редакции

Комментарии (1)

Очень важный материал
А что вы думаете по этому поводу?
Решите простой пример:
два плюс четыре
Решите пример правильно!

Читайте также

Папа с тремя детьми в магазине
Инструкция по выживанию
12 декабря 2019
Все в кино!
12 самых ожидаемых детских премьер 2020 года
20 января 2020
Happy English
8 лучших центров изучения английского языка
09 августа 2019
Говорить с учителем... КАК?
10 фраз, которые помогут наладить отношения с педагогом
12 сентября 2021