«Нас не слышат и не хотят слышать», «нас обижают все, кому не лень», «мы – козлы отпущения» – нет, это не жалобы трудных подростков. Так о своей работе отзываются обычные школьные педагоги.
Во Всемирный день учителя мы решили не публиковать хвалебные панегирики. Наш автор Сабина Дадашева рассказывает об основных проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели, и о том, как их можно решить.
- Воз проблем
- Что делать учителям?
- Что мы можем сделать для учителей?
- Комментарии
Воз проблем
Родители привыкли жаловаться на учителей. Но представьте, педагогам тоже есть на что пожаловаться. Большая нагрузка, административный контроль, давление со стороны мам и пап, высокая ответственность, дедовщина – вот неполный список проблем в современной школе.
«Не знаю, как мне поступить. Я работаю третий год учителем (молодой специалист). Но начались проблемы с завучем. Она повышает голос, оскорбляет, скидывает мои звонки. Я каждый день прихожу на работу без настроения, а домой — в слезах. Не могу понять причину ее отношения ко мне (я очень отзывчивая и готова всегда помочь). В том году работала на 2 ставки (потому что она очень просила), в этом забрала всю работу.
Хочу уволиться... Есть предложения в другой школе, но боюсь, что там будет не лучше...» (подслушано в соцсетях)
Почти у каждого педагога ежегодно возникают сложности в отношениях с учениками.
«Мой ученик Миша (имя изменено) страдает истериками. Абсолютно на всё он реагирует одинаково — начинает рыдать, кричать и бушевать. Не спросишь его домашнее задание — истерика, ведь он хотел ответить, спросишь — тоже истерика, ведь он где-то запнулся. Поэтому такие моменты я стараюсь просто пережидать. Если я начну его стыдить, конфликт с учеником и родителями неизбежен» (подслушано в соцсетях)
Еще одна проблема – вал бумажной работы. Учителя постоянно пишут отчеты, справки, заявления о выданных справках и отчеты о заполненных заявлениях. Заниматься детьми, УЧИТЬ их некогда.
«В школе с утра до вечера проторчи, домой приди, там проверь кучу тетрадей, ВПР (всероссийские проверочные работы), сдай отчёты, аналитические справки, ведомости, ещё и таблицы эксель заполни, не забудь приготовить конспекты уроков, ещё кучу дел сделай... Поесть, поспать хочешь? Ну, извините. Надо же в чём-то себя ограничивать!» (подслушано в соцсетях)
И, наконец, «родители-террористы». Мамы и папы жалуются на «неправильную» оценку, требования, предъявляемые к домашнему заданию, рассадку в классе, темп уроков и многое другое. «Мама ученицы записывает на диктофон все разговоры с учителем и родительские собрания, а потом "цепляется" к каждому слову, по любому поводу звонит директору школы в любое время суток», — пишет учитель в возрасте старше 40 со стажем работы более 20 лет — налицо «родительский терроризм». (подслушано в соцсетях)
«Неработающая мама ходит в школу почти ежедневно и терроризирует учителя и воспитателя уже четвертый год. Повесила ребенку на руку какой-то записывающий браслет, каждый день учиняет "разборки", оскорбляя воспитателя словесно, угрожая уволить, выгнать всех из школы... Явно неадекватна. Но отпора не получает, поэтому распоясывается все больше», – цитирует сообщество Pedsovet еще одного педагога.
Все эти сложности сказываются и на уровне преподавания. Учителя вынуждены гнаться за программой, а не за качеством работы. «Получается, система сама смещает фокус учителя на прохождение программы, а не на обучение, понимание конкретных учеников, – говорит психолог, одна из создательниц онлайн-ресурса помощи учителям «Супер!Классный» Ирина Балашова. – Ученики и родители это чувствуют. То есть учитель зажат в рамки, в которых ему очень проблематично быть гибким и держать в фокусе внимания учеников».
Что делать учителям?
Со своими проблемами преподавателям часто некуда идти за помощью и поддержкой.
Обратиться в администрацию? Там могут указать на некомпетентность. Пойти к школьному психологу? Но эти специалисты – часть системы, с ними сложно быть откровенными. Активно функционируют сообщества в соцсетях (самый популярный «Подслушано у учителей»), которые предполагают, правда, частичную анонимность.
Можно обратиться за помощью в проект «Супер!Классный», созданный преподавателем истории Татьяной Сазоновой и психологом Ириной Балашовой. Здесь педагог «может поплакать, позлиться, выговориться профессиональному психологу, знающему, что такое школа».
Цель проекта – поддержать учителей на условиях полной анонимности. «Наша миссия – признание сложности и боли педагогов, поддержка их словом и делом, стремление формирования здорового отношения учителей к себе и к окружающим, – говорит Ирина Балашова, – к нам учитель обращается именно в тот момент, когда ему плохо. Консультация анонимна: можно не называть себя и быть уверенным, что тебя никто не узнает».
Пока «Супер!Классный!» работает в мессенджерах. По номеру 8 960 254 04 73 в WhatsUpp можно получить поддержку, рассказать о своих проблемах и попросить помощи.
В планах Сазоновой и Балашовой – организация малых групп поддержки педагогов из разных частей России. А долгосрочная задача благородна и глобальна – создание позитивного сообщества.
Что мы можем сделать для учителей?
Лет тридцать назад педагогика была пусть не самой престижной, но точно почетной профессией, а сегодня чаще носит «сервисный» характер.
Часть родителей считает, что учителей можно «купить», нужные оценки для ребенка – выпросить или вытребовать. Мамы и папы возмущаются, кричат, скандалят, пишут кляузы, превращая жизнь учителей в кошмар.
Психологи советуют родителям придерживаться с общении с педагогами ряда правил. Ваше спокойствие и вежливость помогут выйти на конструктивный уровень и избавить педагогов от еще одной проблемы – «родительского терроризма».
Говорить с учителем… КАК?
- Помните об элементарной вежливости. Называйте учителя по имени и отчеству, даже если он младше вас в два раза.
- Постарайтесь держать себя в руках при разговоре с педагогом. Избегайте экспрессивной лексики, оскорблений, даже если учитель, по вашему мнению, сделал что-то из ряда вон выходящее.
- Предупреждайте учителя заранее о своем визите. Не звоните в выходные дни или в будни вечером. Постарайтесь решать все вопросы в рабочие часы (это правило не распространяется на экстренные случаи).
- Не критикуйте (и тем более не кричите) на учителя в присутствии ребенка. Он должен быть авторитетом для детей. В противном случае ваш ребенок не сможет доверять информации, которую дает педагог, и не усвоит предмет.
- Постарайтесь обойтись без огульных обвинений. Родители всегда (и это правильно) встают на сторону детей. Однако в конфликтах важно выслушать всех. Дайте возможность учителю объяснить свою позицию.
Конечно, это не решит всех проблем в современной школе. Но даст возможность посмотреть на педагога другими глазами. Увидеть в нем Учителя. Человека, который несет знания и открывает вашему ребенку дверь в будущее.