08 января 2020

ОГЭ по русскому языку

Что труднее всего дается школьникам?
© www.ridus.ru
4 совета родителям от автора учебников по русскому языку Екатерины Бунеевой
Доктор педагогических наук, автор учебников, лауреат Премии правительства РФ в области образования, создатель Домашней онлайн-школы грамотности.
Каникулы позади, впереди – государственные экзамены и тесты. Автор учебников по русскому языку и создатель онлайн-школы грамотности Екатерина Бунеева рассказывает, с какими проблемами сталкиваются школьники при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
  • 1. Найти «главную мысль» текста
  • 2. Сформулировать микротемы абзацев
  • 3. Работать по плану
  • 4. Редактировать написанное
  • Что делать?
  • Комментарии

С начала декабря занимается тестовая группа – проходит новый курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку». Некоторые упорные дети сделали только небольшой перерыв «на новый год» и продолжают учиться сейчас. Уважаю наших замечательных тружеников и всячески помогаю, вот и сегодня проверяла контрольные изложения, отправила очередные рецензии. Уже становятся очевидны некоторые закономерности: что именно не получается, что сложнее всего. Основных трудностей пока вижу четыре.

1. Найти «главную мысль» текста

Не все восьми- и девятиклассники умеют читать, в смысле извлекать все уровни информации, находить ключевые слова, определять тему текста. Не сказала бы, что материалы, которые написаны для этого курса, такие уж трудные. Наоборот: они сконструированы так, чтобы можно было, например, сформулировать тему на основе ключевых слов. И всё же приходится некоторым ученикам по два-три раза пересматривать уроки-практикумы по чтению текста, учиться читать «между строк», формулировать основные смыслы («главную мысль»).

2. Сформулировать микротемы абзацев

Это, пожалуй, труднее всего. При том, что сначала мы пишем сжатое изложение прочитанного текста, читать его можно сколько угодно раз. Кстати, научиться этому проще, если сначала или параллельно пробовать писать на определённую тему и формулировать микротему каждого будущего абзаца, а затем из полученных тезисов составлять план сочинения.

© yandex.net
© yandex.net

3. Работать по плану

Возможно, именно трудность №2 порождает такую настораживающую тенденцию: дети получают все материалы и пошаговый алгоритм. Но, работая самостоятельно, не следуют плану, а пишут спонтанно, как придётся, игнорируя этап «Сформулируй микротему каждого абзаца». Пытаясь облегчить себе жизнь, получают противоположный результат. Им приходится по несколько раз переписывать, редактировать работы, всё равно формулировать микротемы, исправлять содержание абзацев. 

4. Редактировать написанное

Дети не привыкли и не хотят это делать, буквально сопротивляются, как могут! Наверное, это можно объяснить тем, что в школе они сразу получают отметку за письменную работу, её уже не исправить, да и у педагогов нет времени и сил по нескольку раз проверять работы. А редактировать текст и совершенствовать его необходимо. Причём именно один и тот же текст! 

Что делать?

Конечно, в 14 – 15 лет человек должен уже отвечать за своё образование сам и сам себя контролировать.  Но, похоже, это утопия и многим девятиклассникам нужен дополнительный контроль, особенно если в подготовке к ОГЭ его родители заинтересованы гораздо больше, чем он сам. Когда ребёнок готовится с репетитором, контроль обеспечен (в тестовой группе два человека проходят онлайн-курс с репетитором), а вот чтобы успешно пройти его самостоятельно и получить результат, немотивированным и не очень самостоятельным подросткам нужна помощь хотя бы время от времени. Приходится держать связь с родителями, просить посмотреть рецензии, вместе их проанализировать, помочь разобраться. С каждым ребёнком всё индивидуально, конечно. В общем, движемся вперёд, каждый в своём темпе.

Было бы очень интересно прочитать в комментариях мнения коллег-педагогов, которые занимаются подготовкой к ОГЭ: что особенно трудно вашим ученикам? Чем вы это объясняете?

Да, и ещё информация для родителей, которые просили продлить действие промокода на скидку, поскольку дети уехали на праздники и хотели бы после каникул пройти курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку». Промокод MIF (скидка 25% на все курсы и доступы) действует до 13 января включительно.
© smartkidswithld.org
© smartkidswithld.org
Familypass Instagram
Familypass - кружки и секции вашего города
Лучшие кружки и секции, детские развлечения и семейный досуг в вашем городе. Подобрать занятия
Familypass
Все новости и статьи блога в вашем телефоне Подписаться на канал
08 января 2020
, Екатерина Бунеева

Комментарии

А что вы думаете по этому поводу?
Решите простой пример:
четыре плюс десять
Решите пример правильно!

Читайте также

Тело говорит!
Ищем (и находим) связь между неуклюжестью и проблемами с речью
18 октября 2019
Спектакли, меняющие мир:
шоу детского театра Андрея Фартушного
31 октября 2019
Родные люди
9 фильмов о взаимоотношениях братьев и сестер
23 апреля 2021
12 октября 2021