Впереди целый месяц каникул. Это время можно посвятить учебе или хорошенько от нее отдохнуть. Нужно ли заставлять ребенка заниматься? И как сделать так, чтобы дети сами садились за уроки?
Основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин дает советы родителям школьников.
Задайте себе простой вопрос: «Хочет ли мой ребенок учитьcя?» Если да, вам повезло, никаких проблем нет. Ребенок сам выбрал учебу, у него есть желание заниматься. Это то, что мы хотим от детей, — чтобы во взрослой жизни они проявляли интерес, сами хотели развиваться. Это позволит им быть востребованными на рынке труда, легко менять специальности, профессионально расти.
Однако таких единицы.
В основном дети не горят желанием менять игры и отдых на обучение. Нужно ли заставлять ребенка? Хорошо это или плохо? Давайте вернемся к цели и спросим себя...
- ...зачем?
- Изменить ситуацию
- Как правильно заниматься со школьником?
- Комментарии
...зачем?
Самый популярный ответ – надо срочно наверстать школьную программу.
Видимо, ребенок отстает по предмету и в школе не справляется. Давайте обратимся к справедливому выражению, которое приписывают самому Альберту Эйнштейну. «Самая большая глупость — делать то же самое и надеяться на другой результат». Поэтому, если ребенок целый год стабильно не справлялся со школьной программой и накопил хвостов, стоит ли заниматься еще и летом, насильно лишив его возможности отдыхать? Если вы будете нагружать детей как в школе, они безмерно устанут. При этом за все лето, не пропустив ни единого дня, но с тем же уровнем качества, как во время учебы (с отставанием), вы пройдете максимум треть программы.
Далее ребенок должен заниматься еще целый год без отдыха, что окончательно демотивирует его и убьет желание учиться. Поэтому с точки зрения наверстывания программы обычным способом это делать бесполезно.
Правда в том, что школьная программа – очень невысокая нагрузка, которую может потянуть абсолютно любой ребенок. Если этого не происходит, нужно разобраться, в чем проблема.
- Отсутствие мотивации. То, что у ребенка не получается, он делать не любит. Также он ничего не получает за хорошую учебу. Положительные оценки – не мотивация, а отсутствие наказания. Ребенок ничего не получает за пятерки, но имеет большие проблемы за их отсутствие.
- Интеллектуальные способности. У ребенка не выстроены психологические процессы: память, внимание, умственная выносливость.
- Неумение учиться. Ребенок банально не знает, как запоминать информацию и ее повторять, как читать параграф и отвечать на вопросы. В вузе, будь ты хоть трижды отличник, но без навыков самостоятельного обучения, рискуешь (как более 50% поступивших) быть отчисленным с первых курсов.
- Пробелы в знаниях. Действительно, незнание прошлого материала, на котором базируется новый (формулы, даты, термины и т. д.), не позволяет его понять. Отсюда большинство проблем по математике, по английскому и русскому языку. Отсутствие базы по этим предметам мешает нормально учиться дальше.
Изменить ситуацию
Я предлагаю решать эти проблемы по-другому. И если уж вы твердо решили заниматься с ребенком в августе, это должно давать ему мотивацию, прививать привычку учиться и прокачивать интеллектуальные способности. Потом с помощью освоенных технологий можно ликвидировать пробелы в школьных знаниях.
- «Перезапустите мотивацию». Начните с простых упражнений, которые по специальным принципам тренируют интеллектуальную выносливость ребенка. Эти упражнения должны легко получаться, делаться маленькими забегами с высокой интенсивностью и прерыванием на пике продуктивности. Постепенно увеличивайте время. Варианты тренировок можно посмотреть здесь.
- Научите ребенка технологиям обучения (например, правильному запоминанию с помощью мнемотехники, системе повторений, конспектированию, работе с майнд-картами, выделению главного в тексте и т. д.).
- С помощью этих навыков ликвидируйте пробелы в материале. Если ребенок в 9 классе и у него проблемы с математикой, не нужно 100 раз читать учебник за 9 класс. Начните предмет с самого начала и пройдите весь предыдущий материал на высокой скорости, отрабатывая технологии обучения. Так ребенок уберет пробелы, разгонится на легком материале и поймет, что предмет простой. Учебник пятого класса он пройдет за 1-2 вечера, устно прорешав задачи и выучив все определения. Дальше нужно штурмовать 6 класс. Зная базу, ребенок легко пройдет учебники за 7-й и 8-й классы и на огромном разгоне без единого пробела возьмется за материал 9-го.
Как правильно заниматься со школьником?
- Устраивайте небольшие «забеги» по 5-10 минут, только когда ребенку нравится (чтобы внедрять привычку с удовольствием и желанием учиться).
- Заключайте с детьми договор, награждайте их за выполненные занятия (бесценный опыт не в счет). Конфеты, гаджеты, прогулки или баллы за отсутствие пропусков в течение недели, которые можно на что-то обменять.
- Держите высокий темп. Чтобы тренировать психические процессы и учить ребенка технологиям обучения, начинайте всегда с самых любимых предметов. Составляйте карточки с базой, рисуйте майнд-карты. О том, как это делать, мы писали здесь.
- Комплексная система не только даст результат, но и замотивирует ребенка на дальнейшее обучение. Она внедрит полезную привычку, даст опыт побед и вернет ребенку ощущение, что можно учиться легко и просто, с удовольствием и самостоятельно.