В конце августа Минпросвещения объявило темы итогового сочинения, которое будущие выпускники школ напишут уже в декабре 2021 года.
Блог Familypass выяснил у педагога, автора учебников по русскому языку Екатерины Бунеевой, какое из предложенных направлений самое легкое и как в принципе подготовиться к экзамену.
✅ «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (дорога реальная, воображаемая, книжная).
✅ «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
✅ «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явления социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
✅ «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (высказывание о тексте, который является лично важным для 11-классника).
✅ «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Нужно уточнить, это тематические направления, в рамках которых можно готовиться; конкретные темы выпускники узнают за 15 минут до начала самого сочинения, в декабре.
Какую тему выбрать?
Я бы сказала, что легких тем нет, все довольно трудные. Если их сравнивать, пожалуй, проще писать про путешествие и преступление: там можно привести литературную аргументацию.
Тема «Книга (музыка, спектакль, фильм) –про меня» – очень интересная, но, боюсь, фильмов о себе старшеклассники почти не знают, театральные спектакли… не уверена, что смотрят, но зато есть время и возможность специально найти и посмотреть.
А вот за два остальных направления я бы и сама не взялась. Нужно любить и знать фантастическую литературу, а я ее не очень люблю, разве что Стругацких.
Что касается последней темы, то раскрыть ее можно разве что с опорой на классические произведения с социальной проблематикой (Лермонтов, Некрасов, Островский…) или современные (Солженицын, Шаламов, «Хлеб для собаки» Тендрякова …), насчет публицистики сильно сомневаюсь. Но это только мое личное восприятие как читателя.
Зачем вообще писать сочинение в декабре?
Эта работа — пропуск на ЕГЭ, поэтому к ней следует отнестись серьезно. За сочинение надо с первого раза получить зачет, а для этого работа должна быть самостоятельной, тема — раскрытой, аргументация — убедительной. Сначала пишется краткое вступление. Затем — рассуждение, раскрывающее тему, затем приводятся аргументы, подтверждающие мнение автора работы (желательно из художественной литературы, можно из публицистики), и короткое заключение. Бояться этого сочинения не надо, но готовиться нужно, как к любому экзамену.
Что, на ваш взгляд, особенно сложно для выпускников?
Знаю по опыту, что многие затрудняются, например, правильно построить рассуждение, привести веские аргументы и подтвердить их знанием текстов литературных произведений, грамотно все это сформулировать. Если нет опыта написания сочинений-рассуждений, нет четкого представления о том, как строится текст этого типа речи, будет трудно.
Очень важно также логически последовательно изложить мысли, сделать смысловые переходы от абзаца к абзацу, сформулировать вывод, который вытекает из содержания текста, а не повисает в воздухе, не допустить речевых и иных ошибок. Конечно, эти трудности преодолимы.
Успехов всем старшеклассникам!
Что делать?
Вообще-то лучше не откладывать, не оставлять эту важную работу на последний школьный год. Чем раньше ребёнок научится писать сочинение, тем лучше.
Сначала нужно освоить тексты трех типов речи: повествование, рассуждение и описание, — научиться выстраивать текст на основе универсального алгоритма, затем соединять разные типы речи в одном тексте.
В выпускном сочинении-рассуждении, например, нужно использовать и элементы повествования, и элементы описания, строить текст в соответствии с требованиями, и можно спокойно всему этому научиться.
У меня в онлайн-школе есть базовый курс обучения сочинению для детей разного возраста, начиная с 5 класса. Это интенсив, который длится один месяц и дает все базовые знания и умения. Есть более длительный курс, на три месяца — углубленный вариант, где ученики пишут и редактируют значительно больше текстов, совершенствуют свою письменную речь, вырабатывают индивидуальный стиль.
Следующий этап — курс подготовки к ОГЭ, разные виды рассуждений на основе прочитанного текста. Спокойно, не торопясь, последовательно, в единой методической системе ребёнок осваивает все необходимые умения, тогда проходит страх перед чистым листом бумаги и приходит уверенность в своих силах.