Сколько стоит один день в австралийском саду, без какого аксессуара не пустят в группу и почему вечером родители получают чумазых детей? Автор блога Familypass Надя Окумушоглу, которая полтора года живет в Мельбурне, рассказывает про местную систему дошкольного образования.
- Kindergarten, для детей 3-4 лет
- Childcare, от 6 недель до 5 лет
- Family care, от 6 недель до 5 лет
- Сердце с зеленой мутью
- Комментарии
Недаром Австралия на другом конце земли. Разобраться сразу с разновидностями садиков здесь практически невозможно. Есть вальдорфские, Монтессори, национальные, соблюдающие традиции и особенности питания, можно найти группы на родном языке, в том числе и на русском… Расскажу про самые основные виды.
Во-первых, все сады здесь очень дорогие. Во-вторых, вас не пустят без шляпы (есть четкое правило, что на улицу без головного убора выходить нельзя, это следствие программы профилактики онкологических кожных заболеваний).
И ни в какой сад нельзя попасть без полного прививочного сертификата. Нет вакцин – нет сада. Так написано прямо на дверях нашего kindergarten, куда ходит моя младшая дочь Вера.
Kindergarten, для детей 3-4 лет
Основное требование для приема – умение пользоваться горшком. Группы около 20 человек, есть занятия (главное – «подготовка к подготовке к школе»), прогулки в любую погоду. Никаких переодеваний и «сменок».
Еду дети всегда приносят из дома. Во всех садах свои ограничения по питанию. Обычно запрещено приносить орехи. В нашей группе ещё нельзя давать с собой яйца, видимо, есть аллергики.
Чем грязнее ребёнок, когда вы его отсюда забираете, тем лучше он провёл время в саду. Так считает любой австралийский воспитатель. Ведь это значит, что ребенок познавал мир и ему было весело.
Основной минус kindergarten – формат посещения. Трехлетка ходит 2 раза в неделю по 5,5 часов. В 4 года – три раза в неделю (два дня по 6 часов и один – 3 часа).
Непонятно, как при таких условиях мама может работать. Я не работаю, так что нас такой вариант полностью устраивает. Полежать, послушать тишину или выбраться на завтрак с подругой – все, что я успеваю сделать за это время.
Ребёнок может шастать по мокрому песку в сандаликах, потом в них же ходить по группе и там же лечь спать. Спят (обычно лежат) дети на полу на матах. Спальни, столовые, музыкальные классы, «дни осени» и другие привычные нам атрибуты садиковской жизни – чисто постсоветская фишка.
Childcare, от 6 недель до 5 лет
Более популярный формат сада у работающих родителей. Сюда принимают детей от шести (!) недель до пяти лет. В Childcare больше занимаются присмотром, чем развитием. Наличие занятий, тип питания и чистота зависит от руководства сада и конкретных воспитателей.
Сады подешевле выполняют только одну функцию: воспитатели смотрят, чтоб дети не убились и вовремя поели. В тех, что подороже, могут быть занятия языками, рисование, музыка, горячие питание, совместная готовка и т. д.
Дети проводят там полный день. Никаких требований к ребенку не предъявляют – можно быть в памперсе и с соской в любом возрасте.
Family care, от 6 недель до 5 лет
Ещё один любимый формат работающих родителей – семейные сады. В них большая очередь, многие стоят с рождения. Преимущества очевидны: группы от четырех человек и более индивидуальный подход.
Можно найти группу на своём родном языке. Я слышала, что в Мельбурне много русских домашних детских садов.
Один день в группе обойдётся родителям в 130-160 австралийских долларов (около 7 000-9 000 рублей).
Но полную стоимость оплачивают либо граждане с высоким доходом (от 200 000 австралийских долларов в год), либо те, кто находится в Австралии по рабочей или студенческой визе.
Остальные получают субсидию от государства, которая может покрыть до 80% стоимости сада.
Нам повезло: с этого года kindergarten для четырёхлеток сделали бесплатным. Но желающих больше, чем мест, так что шанс на бесплатные 15 часов в неделю есть не у всех.
Сердце с зеленой мутью
Я спросила подруг, чего им не хватает в австралийских садах. Оказалось, праздников. Да, тут никогда не бывает привычных нам утренников со стихами и воспитательниц в костюме «Матушки осени» или Снегурочки. Дети не учат стихов, не ставят спектаклей. Но каждый день моя дочь Вера приносит ворох рисунков и аппликаций, где на мятой бумажке три синих закорючки, зелёная муть, а сверху приклеенное алое сердце. «Это ваша семья», — подписано внизу рукой воспитательницы.
Я люблю наш Kindergarten. За искренний интерес и уважение к детям. За восхищение любыми их талантами, за спокойное отношение к соплям и нарядам. Не знаю, как пройдет «подготовка к подготовке к школе», но она явно принесёт ещё не один ворох рисунков «нашей семьи».