Думаю, вряд ли среди думающих родителей найдутся такие, кто не хотел бы, чтобы ребёнок говорил и писал по-русски хорошо, правильно и выразительно, мог легко справиться с изложением, сочинением, эссе, письменно ответить на вопросы и т. д.
Научить этому можно, но я сейчас не о методиках, а о мотивации. Не хочет человек, из-под палки занимается – не будет результата. Понятно, что мотивировать должны родители, но не всегда и не у всех получается. Это объективно трудно, а чем ребёнок старше, тем сложнее. Хочу поделиться тем, как мы мотивируем учеников в «Домашней школе грамотности».
- Отмечаем достоинства работы
- Показываем ребенку его значимость
- Даем рекомендации
- Награждаем
- Комментарии
Отмечаем достоинства работы
Наши дети получают не тексты, где красной ручкой исправлены ошибки, а развёрнутую таблицу со всеми параметрами, по которым оценивается содержание и речь. Очень важно, чтобы ученик знал, какие это параметры! В комментариях обязательно сначала отмечаем все достоинства работы, а они есть всегда. И в каждом следующем тексте достоинств становится больше.
Показываем ребенку его значимость
Мы помогаем ученику осознать, что он – автор текста. Как и у каждого писателя, у него есть свои читатели. Значит, делать нужно так, чтобы стать для них интересным собеседником.
Предлагаем темы сочинений, чтобы автор писал о себе самом, о событиях своей жизни, высказывал собственные суждения, рассказывал о значимых для него вещах. Показываем, что нам интересно читать работы ребенка и узнавать о нём через текст.
Даем рекомендации
Ошибки в правописании сразу не исправляем и не комментируем: сосредотачиваемся сначала только на содержании и речи. Постепенно становится понятно, каковы типичные ошибки. Потом, в конце курса, говорим про них отдельно, даём рекомендации, как лучше заниматься, чтобы повысить уровень грамотности, какие темы повторить или заново пройти. Особое внимание обращаем на ошибки в знаках препинания, потому что в письменной речи у них смысловая роль: запятые, двоеточия, тире помогают автору передать свои мысли, а читателю – адекватно понять их.
Награждаем
По итогам занятий ученик пишет самоанализ своей работы на курсе. Этот самоанализ очень важен. Он помогает человеку осознать пройденное и собственные трудности, усилия и результаты.
Когда курс пройден и все работы зачтены,каждый ученик получает именной сертификат. Такой документ, который заработан упорным трудом, сильно поднимает самооценку❤️.