Стоны родителей школьников в последние недели затмевают даже крики о коронавирусе.
Мы оказались не готовы работать из дома педагогами на полную ставку.
Дети оказались не готовы к самостоятельной учебе.
Педагоги – к объемам и новому формату.
Редкация Familypass поговорила со всеми сторонами процесса и выяснила, как проходит дистанционное обучение во всем мире.
- Что думают учителя?
- Что думают специалисты в области образования?
- Что думают родители в России?
- Что думают родители за рубежом?
- Комментарии
Что думают учителя?
Ирина, преподаватель информатики в старших классах обычной школы крупного российского города:
«Это просто завал. Раньше было гораздо проще. Было расписание и четкий график. Объяснил урок детям, дал задание, проверил работы и ушел домой. Сейчас я целыми днями хожу вокруг компьютера. Провожу уроки, проверяю работы, заполняю электронный журнал, выкладываю конспекты, ищу ссылки на полезные видео и составляю презентации».
Домашние задания – отдельная история. Перевернутые, обрезанные фото, работы, написанные жуткие неразборчивым почерком… Но педагоги рады и этому.
«Учителя счастливы, если им прислали хоть что-то, – замечает Ирина. – Треть моих учеников не делает ничего. При этом мы знаем, что дети списывают, и сами ничего не можем сделать. Мы должны оценивать то, что получили».
По словам педагога, никто из ее коллег не относится к дистанционному образованию серьезно и не придает ему значения.
Например, Ирина за 3 недели не прошла с детьми ни одной новой темы. Сделать это невозможно: у одних нет компьютеров, у других – возможности установить программы, даже простейший Word. Все, что им удается делать, – повторять пройденное и тянуть время.
Вся нынешняя учеба – профанация. «Дети отключают камеру, оставляют только звук и играют, например, в танки, – продолжает Ирина. – Кому-то во время уроков чай приносят, у кого-то младший брат рядом орет… Нет отдачи, я не вижу, поняли дети тему или нет, не могу оценить ситуацию. Очень надеюсь, что это безобразие закончится и мы встретимся в настоящей школе».

Ирина добавляет, что дистанционное образование на постоянной основе и изоляция искалечат будущее. «Мы получим больное общество, – говорит она. – Все это приведет к физической и психической деградации. У детей будут проблемы с позвоночником и зрением из-за работы на компьютере. А невыплеснутая энергия, отсутствие положительных эмоций и впечатлений из внешнего мира приведут к психозам. Дети уже мечтают о школе».
И сама Ирина хочет на «настоящую» работу. «У меня есть 11 класс, я шла к ним, как на каторгу, – вспоминает она. – Но лучше бы я с ними встретилась в школе, лучше бы поспорила о нужности компьютерных технологий, чем сидела бы дома и ждала, пришлют мне задания или нет».
Что думают специалисты в области образования?
Елена Щеплова, менеджер по продукту Учи.ру:
«У учителей стало больше нагрузки, им пришлось заново осваивать новые технологии. У них были отлажены все процессы, а теперь им необходимо перенести школу домой, в онлайн-формат. И это – одна из главных проблем для педагогов.
Среди других трудностей – выбор платформы, на которой пойдет работа, а также тайм-менеджмент, необходимость правильно выстроить свой график. Учителя жалуются, что дети присылают задания ночью. Жалуются, что сложно собрать учеников – кто-то опаздывает на уроки, кто-то забывает подключаться. Плюс сбой технологий.
Еще одна проблема – отсутствие обратной связи с учениками и необходимость выстраивать персональную работу с детьми».
Учителя жалуются, что дети присылают задания ночью. Жалуются, что сложно собрать учеников – кто-то опаздывает на уроки, кто-то забывает подключаться. Плюс сбой технологий.
Что думают родители в России?
Анна, мама 10-тилетнего Максима, Дедовск:
«Никто не был готов к домашнему обучению: ни учителя, ни родители, ни система образования. За неделю каникул чуда не произошло — единой системы онлайн-обучения не появилось.
Напрягает, что мне лично приходится постоянно вовлекаться в учёбу. Ученик 4 класса сам не может разобраться во всех этих онлайн-платформах, всё настроить. Помимо этого, нужно записывать и отправлять фото- и видеоотчёты учителям, что он сам тоже никак не сделает.
Ну и технически мы оказались не готовы. Планировали покупку компьютера сыну к началу старшей школы, а он понадобился раньше. Приходится делить один компьютер на двоих.
Скажу честно, мне бы хотелось, чтобы он учился самостоятельно и не отвлекал меня от работы».

Юлия, мама 15-летнего Влада, 9-летнего Данилы, 7-летней Ксении и 3-летнего Александра, Москва:
«Порой утром я не хочу вставать и поднимать детей для этих занятий. Очень жду выходных, а уж каникул – тем более.
Компьютера или ноутбука у нас нет, все обучение с телефонов. Сложнее всего контролировать, когда идёт одновременно три урока и периодически кого-то выбрасывает из программы. Возможно, как временная мера, дистанционное образование – выход. Но на постоянной основе совершенно не годится.
К тому же все платформы сырые, бывает сложно загрузить задания. Для меня это тяжело, у детей тоже были истерики, мол, я не буду это учить. Мы решили для себя, что если не получается загрузить, значит, ничего страшного».
Что думают родители за рубежом?
Надежда, мама 6-летней Нины и 3-летней Веры, Австралия:
«У нас только началось дистанционное обучение. До этого была “свободная неделя”, потом две недели каникул, потом были какие-то распечатанные задания, и вот только сейчас начались онлайн-занятия. У шестилеток должно быть 6 активностей в день по 15-20 минут. На деле они все затягиваются на полчаса. Не знаю, что будет, если не делать. Думаю, ничего не будет».
Анастасия, мама 11-летнего Винсента и 8-летней Веры, Швеция:
«На дистанционное обучение в Швеции перешли гимназии, где учатся подростки с 16 лет. Младшие дети продолжают ходить в школы и сады. Многие считают, что это спорное решение. Но школы выполняют важную общественную функцию. Они позволяют родителям ходить на работу или трудиться из дома. К тому же родителям невозможно добиться такого же качества образования, что дает учитель в классе.
У нас запрещено держать детей дома, это противозаконно. Сначала на уроках в классе Веры присутствовала половина ребят, а сейчас отсутствует 1-2 человека. У детей очень строгая гигиена, они едят в классах, постоянно моют руки».

Элли, мама 7-летней Терезы, 6-летней Сары и 2-летнего Аарона, Германия:
«В Германии в школы ходят только дети из переходных, 10 и 13 классов. Например, у нас всего 180 учеников в здании. Один класс занимает целый этаж, а в одной аудитории сидит не более 7 человек.
Учатся также дети родителей, которые вынуждены ходить на работу. Это врачи, пожарные и так далее. У нас нельзя оставлять дома одних даже пятиклассников, они ходят в школу.
Я не врач, я учитель музыки и истории, поэтому моя дочь учится дома, а мы все сходим с ума. Педагоги получают полную зарплату и продолжают работать. Например, вчера я сидела до 4 часов утра, составляя задания для учеников.
Я собираю детей в виртуальном классе раз в неделю, тогда они могут задать вопросы. Все остальное время высылаю им задания по e-mail. В нашей школе есть платформа, куда можно выложить материалы для учеников. Я ей не пользуюсь – на ней мало места, мне не хватает объема памяти.
Задания детям высылаю на неделю. Раньше отправляла на 14-21 день, но родители стали просить сократить количество и сложность материалов. Сейчас мы делаем задания попроще, чтобы дети могли справляться с ними сами, без помощи взрослых.
Министерство Образования предложило завышать детям оценки, потому что они очень стараются».

Татьяна, мама 10-летней Таисии, 6-летнего Вальтера, 4-летней Ксении, Швейцария.
«Мы очень недовольны тем, как устроено дистанционное обучение в нашей школе. Учителя все свалили на родителей. Передали все материалы и “примерный” план работы. Никаких четких инструкций или упражнений. Пояснения вроде “ двадцать минут почитайте французские книги, затем помогите маме убрать со стола” — что это за программа?
Муж тратит полдня на то, чтобы объяснить дочери новые темы. В нашем районе много мигрантов – не знаю, как они справляются с уроками, если сами плохо говорят на немецком и уж точно не смогут преподать урок грамматики.
Что касается детского сада, это просто смех. Те домашние задания, которые прислали сыну, не соответствуют его уровню развития и возрасту. Это что-то невнятное вроде «наклейте наклейку на стол и скажите “стол”, наклейте на полку и скажите “полка”». Мы не будем этого даже делать. Пусть лучше просто играет».
«Дистанционное обучение во Франции развито не так, как в России. Все задания мы получаем на электронную почту дважды в неделю. Родители сами учат детей. Конечно, нам присылают вспомогательные материалы, но их мало, информацию я ищу сама в интернете. Первую часть заданий мы получаем в понедельник, в четверг – вторую. Все выполненные работы также отправляем по почте.
Предполагается, что у детей есть возможность выйти в интернет и делать самостоятельно уроки. Но это не так. Во Франции 8% “потерянных” детей – тех, с кем не удалось установить связь с начала карантина».