Если задать в поисковой строчке «Яндекса», «мой ребенок не любит...», то первым же ответом поисковик выдаст «читать». Современные дети действительно не жалуют книги. Но как быть, если чтение – одна из главных составляющих процесса обучения?
Автор учебников по русскому языку, основательница онлайн-школы «Все правильно» (и по совместительству бабушка) Екатерина Бунеева дает практические советы, которые помогут увлечь ребенка книгами.
Почему ребенок в начальной школе не любит и не хочет читать?
Ребенок, который приходит в первый класс, как правило, активный и пытливый, ему все интересно. Почему же многие дети не читают? Причины могут быть самые разные: от дислексии до неправильной методики обучения, от скучных уроков чтения до излишней увлеченности гаджетами.
Как это влияет на успеваемость и на развитие?
Влияние непосредственное и довольно серьезное:
- не читает, значит, внимание к слову не развивается, словарный запас не увеличивается, отсюда — бедная речь, ребенок далеко не все понимает из прочитанного, сам процесс чтения в тягость, и он его всячески избегает;
- не читает, значит, предпочитает другие каналы информации (аудиотексты, видео), отсюда, поскольку ребенок не видит грамотно написанные тексты, у него не развивается зрительная память, он хуже запоминает, пишет с ошибками, часто искажает слова до полной неузнаваемости;
- не читает, значит, ему особенно трудно получать новую информацию из печатного текста, а в школе чтение — одна из главных составляющих процесса обучения (учебники, рабочие тетради, словари, справочники, карты…), отсюда — нет интереса к школьным предметам, медленный темп работы, пробелы в знаниях, плохие отметки;
- не читает, значит, логическое мышление и письменная речь развиваются недостаточно, ребенку трудно выстроить связное высказывание, последовательно изложить свои мысли;
- не читает, значит, не владеет способами и приемами работы с информацией;
- не читает, значит, хуже понимает самого себя, свои чувства и поступки, не развивается эмоционально и может остаться глух к чувствам и переживаниям окружающих.
Можно продолжить этот список, но я, пожалуй, остановлюсь.
Можно ли что-то сделать?
Без сомнения!
Что же делать?
Если вам кажется, что время упущено, это не так, все можно исправить, и я готова помочь. Есть много способов увлечь ребенка чтением. Можно выбрать из тех, что перечисляю ниже, или придумать свои.
- Читать вместе, причем чем раньше начнем, тем лучше. Малыши любят листать и рассматривать книги, делаем это вместе, и дальше читаем ребенку вслух как можно чаще (начать можно в любой момент!), делаем совместное чтение семейной традицией, проводим домашние конкурсы и викторины по прочитанным книгам, приглашаем на них друзей, готовим специальные призы победителям.
- Читать самим дома хоть немного. Если ребенок видит книги на полках и в руках у взрослых, он с раннего детства воспринимает чтение как необходимую составляющую повседневной жизни. Можно начать с того, что выбрать одну книгу, интересную и вам, и детям, и вместе ее читать, начать собирать домашнюю библиотеку. Но только надо помнить про одно обязательное условие: нам, взрослым, самим должно быть интересно все это делать, чтобы наша увлеченность передавалась детям.
- Ходить вместе в детскую библиотеку, научить выбирать книги, предвкушать совместное чтение дома как радостное событие – посиделки с чаем и вкусностями. Найти детские группы и сообщества читающих детей и присоединиться к ним, посещать читательские конференции, встречи с писателями.
- Понять главные увлечения ребенка и сначала выбирать книги на темы, которые ему действительно интересны. Не надо заставлять, лучше мотивировать. И за количеством прочитанных книг не стоит гнаться: пусть будут несколько, но действительно прочитанные, понятые, прочувствованные.
- Как можно раньше показать, насколько интересным может быть сам процесс чтения. Как это сделать, расскажу более подробно, поскольку я не только автор учебников и технологии продуктивного чтения, но и бабушка, которая именно так читает с внучкой чуть ли не с момента ее рождения).
Недостаточно просто читать ребенку вслух. Важно, чтобы он был полноправным участником чтения: узнав название текста или книги и рассмотрев иллюстрации, старался догадаться, о чем будем читать, вместе с вами эмоционально проживал текст (а для этого нужны комментарии взрослого по ходу чтения), вел вместе с вами диалог с автором текста, участвовал в обсуждении прочитанного и высказывал свое мнение. Это первое.
И второе: ребенку нужно дать в руки конкретный инструмент, то есть помочь освоить и присвоить (обязательно!) и этапы чтения, и приемы понимания текста на каждом этапе, которыми бы он самостоятельно пользовался.
Если вам интересно, могу показать примеры такого чтения: посмотрите мои открытые занятия, попробуйте использовать отдельные приемы, читая вместе любимую книжку.
Если открытые занятия вам понравятся, можно пройти и весь курс вместе с ребенком, использовать новогоднее предложение.
Онлайн-курс «Учимся читать и понимать текст», открытые занятия бесплатно для 1–2 классов, а также для 3–4 классов.
С 16 по 19 декабря новогодняя скидка на оба курса 50% по промокоду distant50.