1апреля в России начнется весенний призыв в армию — примерно 135 тысяч молодых людей 18–27 лет отправятся «отдавать долг» Родине. Кто-то идеть служить по доброй воле, а кто-то — безо всякого желания...
Мы поговорили с бывшим военным комиссаром Суздальского района Владимирской области Владимиром Старостиным и выяснили, можно (и нужно ли) бежать от призыва.
- Не служить по закону
- «Откосить» нелегально
- Кто идет в армию?
- Мама знает лучше!
- Комментарии
Не служить по закону
— Есть ли такие, которые с радостью идут служить? — переспрашивает меня Владимир Федорович. В призывной комиссии он проработал несколько лет. — Как правило, их единицы, они стараются попасть в ВДВ, в подразделения морской пехоты, в научные и спортивные роты Минобороны. Но если парень размахивает военным билетом, рассказывает, как хочет участвовать в специальных операциях, у него, скорее всего, с головой не все в порядке.
По данным «ФОМнибуса», 61% мужчин призывного возраста «по большей части» не планируют идти в армию. И у многих есть на это право.
— получили в военкомате отсрочку от призыва (по состоянию здоровья, работе, учебе или семейным обстоятельствам);
— признаны ограниченно годными к службе по состоянию здоровья (категория В) илинегодными к службе по состоянию здоровья (категория Д);
— имеют ученую степень;
— находятся под следствием и имеют «непогашенную» судимость;
— имеют близких родственников, погибших при исполнении обязанностей во время службы или военных сборов;
— вышли за рамки призывного возраста (исполнилось 27 и более лет);
— прошли обучение на военной кафедре и в ВУЦ, имеют военный билет офицера запаса.

Еще один легальный способ — АГС, или альтернативная гражданская служба. Для этого надо не позднее, чем за полгода до призыва, подать соответствующее заявление в военкомат. А главное — убедить комиссию в том, что вы не хотите служить по моральным или религиозным убеждениям. Сделать это непросто. «Иногда с Интернета спишет и зачитывает, — смеется Владимир Федорович. — Я говорю, ты хотя бы без ошибок списывай, я же тоже в Интернете бываю».
У АГС свои недостатки: гражданская служба почти в два раза длиннее армейской (21 вместо 12 месяцев), место и город назначения определяет комиссия, а профессия не всегда приятная. Молодого человека ждет работа санитаром в хосписе, в доме престарелых, в морге или психоневрологическом диспансере. Правда, несколько лет назад список специальностей расширили: теперь можно работать программистом , слесарем, электромонтером, официантом, курьером, почтальоном.

«Откосить» нелегально
В Интернете можно найти 1000 и 1 способ избежать армии: от купленных справок до театральных перфомансов. «Бывает, придет призывник, жалуется на сердце, — вспоминает Владимир Федорович. — Можно же выпить перед медосмотром кофе или наглотаться сахара с йодом так, что сердце вылетает из груди... Таких ребят мы отправляли на дополнительное медицинское обследование».
У некоторых родителей «призывная» операция занимает десятки лет. Так, Светлана Сергеевна (имя героини изменено — прим. ред.) «готовила» сына к армии с детского сада. В шесть лет в медкарте мальчика появилась запись о сотрясении мозга третьей степени. А после ребенок много лет «наблюдался» у невролога, который «фиксировал» когнитивные расстройства, вегетативную дистонию. Молодой человек в итоге получил категорию здоровья «В» и был комиссован со службы.
Кто-то не усложняет жизнь сбором справок, предпочитая годами бегать от военкомата. Убежать, к слову, несложно.
Далее призывник объявляется в розыск. С этого момента его поисками занимаются сотрудники МВД и местной администрации. Пойманного «зайца» ждет штраф за нарушение правил воинского учета (100–500 рублей), новая повестка и… возможность снова отправиться в бега. «В военкоматах не предусмотрено содержание уклонистов, — поясняет Владимир Федорович. — Вот парня доставили, выписали штраф, отдали повестку, он ушел на медкомиссию».
И снова пропал.
Дело злостного уклониста может быть передано военными комиссариатами в Следственный комитет РФ. В этом случае «зайца» объявляют в полномасштабный розыск.
— Штраф в размере 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев;
— арест на срок от 3 до 6 месяцев;
— лишение свободы на срок до 2 лет.
Уголовное наказание за уклонение от призыва рассматривается в статье 328 УК, только если призывник в судебном порядке был признан уклонистом.

Кто идет в армию?
Как показывают исследования Минобороны, 90% призывников — «выходцы из семей, чье положение резко ухудшилось за время реформ: работники госпредсприятий, сельского хозяйства, городской интеллигенции и служащих».
В армию, как правило, попадают молодые люди по окончании школ, колледжей и техникумов, среди которых знание «даже самых известных событий российской истории демонстрируют не более 10% юношей призывного возраста».
«В основной массе призывники стали более наглыми и менее образованными, — подтверждает данные Министерства обороны Владимир Старостин. — Когда начинаешь задавать им вопросы, они такое говорят, что все члены призывной комиссии хохочут. Не знают, кто первый космонавт или первый Герой Советского Союза, а на вопрос, как зовут президента России, один ответил — Петр I».
Среди призывников все меньше встречается ребят категории «А» (абсолютно здоровы). Все больше молодых людей с гипертонией, эндокринными заболеваниями и нарушениями зрения.
Часто проблемы со здоровьем выявляются во время призывной медкомиссии. В практике Владимира Федоровича был молодой человек, который полтора года «бегал» от армии. А когда все же отправился на призывной пункт, оказался негодным к службе из-за проблем с позвоночником.

Мама знает лучше!
Владимир Федорович отмечает, что чаще всего в армию попадют дети из неполных семей. И именно мамы решают, нужна ли сыну служба.
«Я все сделаю, чтобы мой сын не оказался армии. Уговаривала его уехать учиться в Германию — отказался, глупенький. Сейчас ему 16 — уже третий год подряд выписки ему делаю из больницы по здоровью. В нашей армии сейчас 80% солдат больны туберкулезом, например, и это еще не самое плохое, что может быть. Одна дама знакомая рассказывала, что ее родственнику засунули ножку от табуретки кое-куда. Нет уж, такая школа жизни никому не нужна».
«А я своего сына отправлю служить. Можно в области под Питером служить и каждые выходные быть дома. Это сыну полезнее. Он станет самостоятельным, выносливым, меньше будет в еде ковыряться: это я ем — это не ем (невестке не надо будет голову ломать, что приготовить), не надо сейчас армию расписывать как "ужас-ужас-ужас". Сейчас нормальная физическая подготовка, режим сна, питания и пр. Во-вторых, пускай заводит нужные связи, в третьих, не надо ломать голову про военный билет, пускай получает законным путём. На маменькиных облизанных сынков уже насмотрелась... по статистике большинство разводов у мужчин как раз у тех, кто НЕ служил в армии».
«Мой сын очень рвется в армию. Я киваю головой, а сама справку об астме держу поближе».
Из родительских чатов

Армия, как и любая система, может сломать жизнь. В прямом смысле слова: к примеру,в конце января в Подмосковье «в результате неосторожного обращения с оружием» был застрелен солдат-срочник, в сентябре в воинской части на Урале за два дня случилось сразу две трагедии. «Я знаю одно: если в подразделении командир на месте, никакой дедовщины не будет, — говорит Владимир Федорович. — Сейчас все больше и больше подразделений, в которых действительно порядок. И я, по большому счету, не вижу причин не призываться в армию. В вооруженных силах за последнее время проведено много мероприятий, облегчающих условия службы, улучшающих питание, обмундирование и быт, изменен распорядок дня и отменены хозяйственные работы».
Кому-то армия дает «зеленый свет» в профессии — без срочной службы не построить карьеру в ФСБ, МЧС и других силовых ведомствах. «Приезжает ко мне молодой человек, работает в прокуратуре, — вспоминает Владимир Федорович. — Ему 33 года, хочет идти в армию. Оказалось, в свое время правдами-неправдами он не отслужил. Закончил юридический, ушёл в прокуратуру. И тут ему предлагают стать прокурором района. Из-за того, что он не был в армии, его не рассмотрела аттестационная комиссия».
...Наша армия до сих пор напоминает катание на сноуборде. Можно научиться новому, приобрести отменную спортивную форму и даже загореть. А можно — вернуться инвалидом или не вернуться вовсе.
Моему сыну пока четыре года. Несмотря на позитивные социальные ролики, облегченную службу и небольшой срок, я сделаю все, чтобы мой ребенок оказался в вузе, а не в казарме.
Если, конечно, не убедит меня в обратном.
