Помните, совсем недавно мы ругали очные уроки в школе? Говорили про быстрый темп и про невозможность учиться в «своем» ритме, про необходимость спокойно осваивать материал и высыпаться…
Похоже, наши жалобы «наверху» услышали: онлайн-учеба стала частью обыденной жизни. Но каким должно быть правильное дистанционное обучение?
Екатерина Бунеева – автор школьных учебников, образовательных технологий – рассказывает, как должен проходить хороший онлайн-курс (на примере занятий по русскому языку) и на что следует обратить внимание родителям.
- Подача
- Диалог с учеником
- Грамотная система онлайн-упражнений
- Возможность заниматься в собственном темпе
- Использование дополнительных опций
- Комментарии
Подача
Содержание должно быть сжато. Например, в моём курсе русского языка для начальной школы теории меньше, чем в учебниках, только самые основные знания, на которых базируются основные умения по предмету. Получилось уложить всю базовую программу начальной школы в 60 уроков и при этом учесть все требования образовательного стандарта.
Диалог с учеником
В правильном курсе теория записывается на короткие видео, которые ученик сможет посмотреть несколько раз. Но это не просто правила и определения в готовом виде, а диалог. Вместе с ребёнком учитель наблюдает, рассуждает, учит делать выводы. Да, всё это не вживую, записано на видео, но ученик не пассивно слушает, а вовлекается в диалог, участвует в процессе, делает собственные открытия, устанавливает закономерности, формулирует правила.
Здесь очень помогают методически грамотные презентации, с помощью которых одновременно у ребёнка развиваются и умения слушания, и умения чтения, и внимание, и память, и воображение.
Грамотная система онлайн-упражнений
Возможность заниматься в собственном темпе
Пройти урок сразу или по частям в удобное время, не спеша, вернуться и ещё раз послушать объяснение или комментарии к упражнениям. А это и есть то, что называется психологическим комфортом: человека не торопят, не ругают, ни с кем не сравнивают, оценивают только положительно, он видит своё движение вперед, замечает успехи.
Использование дополнительных опций
В таком курсе у преподавателя очень много возможностей. Например, объясняя теорию, я одновременно учу читать тексты правил изучающим чтением, выделять ключевые слова, составлять план; рассказываю, какие бывают словари и зачем они нужны, и т. д. В комментариях к упражнениям объясняю лексическое значение слов, анализируем группы синонимов, однокоренных слов, многозначные слова и т. д. (обогащаем словарный запас), читаю тексты упражнений изучающим чтением (осваиваем приёмы продуктивного чтения), рассказываю об истории языка (развиваем интерес к русскому языку) и т. д.
Вот такой получается авторский вариант индивидуального обучения русскому языку.
Вот здесь можно посмотреть, как проходят наши занятия.