Через два месяца девятиклассникам предстоит сдавать основные государственные экзамены. Несмотря на карантин, онлайн-обучение, тревожную обстановку в мире, им все равно нужно писать работы.
Какие ошибки чаще всего допускают подростки? Как помочь им подготовиться к экзамену? Автор учебников по русскому языку, основатель Домашней онлайн-школы грамотности Екатерина Бунеева рассказывает, что могут сделать дети и родители прямо сейчас.
Сейчас про подростков. Наболело, и думаю постоянно, как эту ситуацию исправить. Объясню. У меня на онлайн-курсе сейчас занимаются девятиклассники, готовятся к ОГЭ по русскому языку. Обрадовались, что экзамен перенесли на начало июня, чуть расслабились, а зря. Вчера в очередной раз посмотрела несколько контрольных изложений и расстроилась, потому что и дети хорошие, и научиться хотят, но самостоятельно заниматься не умеют! В смысле когда учитель или репетитор с палкой рядом не стоит, всё не разжёвывает и каждый шаг не контролирует.
НЕ УМЕЮТ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ, даже если устное сообщение поддерживается визуально, то есть можно во время слушания информацию ещё и видеть.
А ведь можно смотреть видеозанятие не всё сразу: остановить в любой момент, если устал, но главное, делать паузы, чтобы осмыслить услышанное и увиденное. Сразу по ходу покажу один приём, как осмысливать.
Некоторые откровенно пропускают те задания, которые нужно самостоятельно сделать и самому проверить, сверившись с образцом. Другими словами, сначала нет волевого усилия, а даже если оно есть, нет навыка самоконтроля. Что это значит? Да просто надо взять свой текст изложения (три коротких абзаца) и сравнить с образцом (три коротких абзаца): посмотреть, получилось ли сжать каждый абзац, увидеть свои недочёты, подчеркнуть их, осмыслить и исправить. Всё. Но не умеют, потому что никто этому не учил, потому что привыкли, что работы проверяет учитель, а дело ученика – только на отметку взглянуть.
Главное – найти ошибки самому, потому что только тогда будет польза, а навык самоконтроля – он в любых сферах жизни ой как востребован!
НЕ ХОТЯТ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ТЕКСТ, а без этого научиться письменной речи нельзя. Думаю, и здесь причина та же: привыкли, что учитель проверил, ошибки отметил, а ты на отметку посмотрел, и на этом всё. Ну нет у школьных учителей сил и времени заниматься редактированием текстов с каждым учеником… Меня когда спрашивают, зачем я так мучаюсь, проверяя по несколько раз у одного ребенка один и то же текст, который он редактирует, каждый раз делая развернутую рецензию, зачем скрупулёзно отслеживаю, какие исправления внёс, а какие нет, отвечаю всегда одно и то же: а иначе не научить! И лучшие педагоги-профессионалы, которых я пригласила именно для многократной проверки детских работ, со мной согласны, что иначе нельзя. Капля точит камень…
И в том, что я написала, уже есть ответ на вопрос, почему я сейчас, когда до 9 июня осталось чуть больше двух месяцев, решила открыть специальный доступ для взрослых к курсу «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» со скидкой 50%, причем доступ этот неограниченный.
Объясните, почему во время видеоурока нельзя слушать музыку, жевать и проверять телефон. Когда выполнено домашнее задание и написан текст изложения или сочинения, проверьте его сначала вместе: сравните с образцом, вместе проанализируйте, что получилось и что нет. Распечатайте памятки, следуйте алгоритмам при написании и при проверке, помогите ребёнку увидеть, насколько алгоритмы помогают.
Ваша роль не в том, чтобы ругать или увещевать, сейчас она в том, чтобы ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ и при этом помочь подростку научиться заниматься самостоятельно. Если решите записать ребёнка на онлайн-курс подготовки к ОГЭ по русскому, буду рада. Я и мои коллеги с вашей помощью сделаем всё, что в наших силах. Вы увидите результат! И он вам точно понравится.